I. Система организации и оказания медицинской помощи
Реформа система организации медицинской помощи должна начаться с введения общинного принципа организации и оказания медицинской помощи. Это договорное объединение медицинских структур любой формы собственности, расположенных на определённой территории, при организующей роли ОМУ ТО/МК, для удовлетворения основных потребностей членов общины в медицинских услугах, построенное на единых принципах платности и соотносительности стоимости медицинских услуг, получаемых членами общины.
При этом формально медицинской общиной будет считаться проживающая на определённой территории общность людей, которая будет иметь организационную и финансовую возможность удовлетворять медицинские потребности своих членов:
— функционально — оказывать своим членам медицинскую помощь на уровне, не ниже базисного (основного) уровня;
— структурно – иметь в своём составе (иметь долгосрочные договорные отношения) медицинские структуры различной принадлежности и формы собственности, оказывающие членам общины первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), базисную стационарную медицинскую помощь и ОМУ ТО.
ПМСП будут повсеместно оказывать семейные врачи/ врачи-генералисты.
Врач-генералист – это единственный врач, которого должны и будут выбирать
пациенты/семьи. В основе отбора – профессиональные знания и личные (человеческие)
качества семейного врача, максимально соответствующие менталитету и образу жизни семьи и их требованиям к получаемой базовой медицинской помощи, так как до 90% медицинской помощи они будут получать именно от своего семейного врача.
Сегодня в роли врачей-генералистов могут быть врачи иных специальностей, которые для пациента/членов его семьи являются доверенными/ответственными врачами и которые заинтересованы в том, что при ситуациях, в которых они не компетентны, врачи общины оказывали медицинскую помощь их пациентам на принципах ОМУ ТО.
В медицинском понимании проблемы, врач-генералист – непосредственно
контактирующий и единственно ответственный врач за состояние здоровья
пациента и его семьи.
Врач-генералист ведёт «медицинское досье» пациента, выступая интегратором
оценки его состояния здоровья. Он становится лечащим врачом при амбулаторном лечении, диагностике, консультациях; организатором медицинской помощи при тяжёлых или диагностически сложных случаях; «медицинским адвокатом» при защите медицинских и финансовых интересов пациента при оказании/получении им медицинской помощи в лечебных учреждениях общины (в том числе на всех этапах оказания ему стационарной медицинской помощи), продолжая вести динамическое наблюдение за пациентом.
При этом решаются задачи:
— индивидуализации (каждое состояние пациента индивидуально и зависит от
множества факторов, которые лучше всего может оценить именно семейный врач
(лечащий врач пациента/семьи), определяющий необходимость и достаточность
требуемой медицинской помощи);
— оптимизации (какая медицинская помощь/услуга является приоритетно-
необходимой и в каком объёме она нужна пациенту в настоящее время и в текущем
состоянии);
— оперативности (своевременно, круглосуточно, в зависимости от тяжести
состояния, с учётом возможного медицинского прогноза);
— качественности (кто из медицинских работников общины может наилучшим
образом справиться с поставленной задачей по улучшению состояния здоровья
пациента).
Когда пациенту необходимо обследование или лечение, выходящее за уровень
профессиональных знаний врача-генералиста, он обращается к более компетентным
коллегам. При этом узкие специалисты консультируют не пациента, а врача-генералиста
по ведению и лечению пациента. Какое лечение будет выбрано после консультации,
зависит только от врача-генералиста – он определяет объём лечения, препараты, которые
будут использованы при лечении, и организует обеспечение ими пациента.
Врач-генералист имеет договорные или контрактные отношения со структурой
ОМУ ТО, которая под его максимально конкретизированный запрос определяет наилучшее медицинское решение (место, время и кандидатуру медицинского работника общины, который может и окажет требуемую медицинскую помощь с максимально возможным эффектом и качеством в зависимости от собственных профессиональных возможностей/способностей).
Всё это приведёт к тому, что врач-генералист будет отвечать как за процесс
лечения, так и за конечный результат.
По мере реформирования ПМСП изменится назначение стационарной медицинской помощи. Прежде всего, должна быть проведена дифференциация действующих стационаров.
Первый уровень – больницы для лечения острых форм заболеваний – основной тип учреждений в реформированной системе стационарной помощи с необходимым диагностическим и лечебным оборудованием, интенсивными технологиями, круглосуточным врачебным уходом.
Второй уровень – отделения и больницы для лечения и реабилитации пациентов с хроническими заболеваниями (в том числе для длительного пребывания пациентов).
Третий уровень – высокоспециализированная медицинская помощь (требующая специализированного медицинского оборудования или узкоспециализированных медицинских знаний и умений).
Отдельным уровнем являются больницы сестринского ухода и хосписы.
Изменение функций существующих стационаров не является приоритетной задачей и может происходить по мере реформирования ПМСП.
Успех реформы здравоохранения обеспечит повсеместное создание структур СОС-системы, имеющей уникальные функции и ныне отсутствующей в системе организации медицинской помощи – это оператор медицинских услуг территориальной общины (ОМУ ТО) В зависимости от наличия медицинских и материальных ресурсов ОМУ ТО создаёт каждая община (районная или городская).
ОМУ ТО – это финансово-медицинская логистическо-клиринговая компания, чей девиз:
«Окажи медицинскую услугу – произведи согласованные взаиморасчёты».
ОМУ ТО – это круглосуточная диспетчерская служба, в которой работают опытные врачи и организаторы медицинской помощи, а также технические работники.
ОМУ ТО – это юридическое лицо, основанное на любой форме собственности.
Создание и функционирование структур ОМУ ТО позволит решить следующие проблемы:
- ОМУ ТО имеет организационную и финансовую возможность объединить и использовать все имеющиеся в пределах общины медицинские ресурсы (технические и человеческие), находящиеся как в государственной/муниципальной собственности, так и в частной. Он является интегратором, совмещающим государственную и частную медицину, собирая данные об имеющемся оборудовании и врачах, работающих на этом оборудовании, их квалификации; врачах узких специальностей, готовых консультировать не пациента, а семейного врача.
- ОМУ ТО работает в интересах врачей-генералистов (семейных/доверенных врачей), круглосуточно организуя и индивидуализируя всю необходимую пациентам медицинскую помощь (в том числе медикаменты) и обеспечивая преемственность оказываемой медицинской помощи.
- ОМУ ТО ведёт текущие медицинские счета пациентов (ТМС) и определяет на ограниченный период (например, на один год) по согласованию с руководством общины (медицинский комитет, муниципалитет, администрация) стоимость одного балла медицинской помощи (о них будет сказано ниже).
- ОМУ ТО является структурой, гарантирующей и осуществляющей взаиморасчёты между пациентами, работодателями, страховыми компаниями, больничными кассами, бюджетом, муниципалитетом, с одной стороны, и с лечебными учреждениями, врачами (иными медицинскими работниками), с другой.
- ОМУ ТО экономически не заинтересован в том или ином виде или объёме медицинских услугой или медикаментах, а также в услугах каких-либо конкретных лечебных учреждений ТО. Он получает фиксированный процент, включённый в стоимость балла медицинской помощи, за любой вид медицинской помощи (предоставленного медикамента), полученный пациентом.
Именно поэтому ОМУ ТО становится распределителем денежных средств в данном Проекте.
- ОМУ ТО заключает договора как с частными медицинскими структурами, так и с медицинскими учреждениями государственной и коммунальной формы собственности, с которыми производит взаиморасчёты в добровольном порядке на основании балльного тарификатора и стоимости одного балла медицинской помощи.
- ОМУ ТО заключает договора с медицинскими ассистирующими структурами других общин, которые могут обеспечить как базисную медицинскую помощь (при временном пребывании пациента на их территории), так и специализированную/узкоспециализированную помощь (при невозможности оказать такую помощь на собственной территории). Именно ОМУ ТО организуют и осуществляют оказание необходимой медицинской помощи пациенту с максимальным объёмом и качеством и по факту оказания таких услуг проводят взаиморасчёты.
Работая в интересах пациента, ОМУ ТО (врач-генералист/семейный врач, МА, аптека/аптечное подразделение, действующие структуры системы оказания медицинской помощи ТО) обеспечивает комплексное ведение пациента. Это позволяет круглосуточно, в полном объёме, в максимально короткие сроки оказать пациенту всю необходимую медицинскую помощь и обеспечить его всеми необходимыми медикаментами и средствами медицинского назначения.
Особенностью проводимой реформы системы здравоохранения будет свобода выбора пациента – он будет иметь возможность получить необходимую медицинскую помощь в существующей системе (в том числе, при посредничестве страховой компании), либо через структуру нового типа СОС-системы – ОМУ ТО.
Реформа будет этапной, с параллельной работой существующей и новой систем здравоохранения, плановостью введения новой системы и возможностями пациентов добровольно пользоваться медицинскими услугами обеих систем.
Автор:
Назаров Михаил Евгеньевич
исполнительный директор
открытого акционерного общества
ОАО «АрхиМед»
Украина, 65014, г. Одесса, ул. Канатная, д.42/402
тел. (038) (067) 484-23-31
e-mail: naz@te.net.ua