Выбрать страницу

I. Система организации и оказания медицинской помощи

Реформа система организации медицинской помощи должна начаться с введения  общинного принципа организации и оказания медицинской помощи.  Это договорное объединение медицинских структур любой формы собственности, расположенных на определённой территории, при организующей роли ОМУ ТО/МК,  для удовлетворения основных потребностей членов общины в медицинских услугах, построенное на единых принципах платности и соотносительности стоимости медицинских услуг, получаемых членами общины.

При этом формально медицинской общиной будет считаться проживающая на определённой территории общность людей, которая будет иметь организационную и финансовую возможность удовлетворять медицинские потребности своих членов:

— функционально — оказывать своим членам медицинскую помощь на уровне, не ниже базисного (основного) уровня;

— структурно – иметь в своём составе (иметь долгосрочные договорные отношения) медицинские структуры различной принадлежности и формы собственности, оказывающие членам общины первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), базисную стационарную медицинскую помощь и ОМУ ТО.

ПМСП будут повсеместно оказывать семейные врачи/ врачи-генералисты.

Врач-генералист – это единственный врач, которого должны и будут выбирать

пациенты/семьи. В основе отбора – профессиональные знания и личные (человеческие)

качества семейного врача, максимально соответствующие менталитету и образу жизни семьи и их требованиям к получаемой базовой медицинской помощи, так как до 90% медицинской помощи они будут получать именно от своего семейного врача.

Сегодня в роли врачей-генералистов могут быть врачи иных специальностей, которые для пациента/членов его семьи являются доверенными/ответственными врачами и которые заинтересованы в том, что при ситуациях, в которых они не компетентны, врачи общины оказывали медицинскую помощь их пациентам на принципах ОМУ ТО.

 

В медицинском понимании проблемы, врач-генералист – непосредственно 

контактирующий и единственно ответственный врач за состояние здоровья

пациента и его семьи.   

             Врач-генералист ведёт «медицинское досье» пациента, выступая интегратором

оценки его состояния здоровья. Он становится лечащим врачом при амбулаторном лечении, диагностике, консультациях; организатором медицинской помощи при тяжёлых или диагностически сложных случаях; «медицинским адвокатом» при защите медицинских и финансовых интересов пациента при оказании/получении им медицинской помощи в лечебных учреждениях общины (в том числе на всех этапах оказания ему стационарной медицинской помощи), продолжая вести динамическое наблюдение за пациентом.

При этом решаются задачи:

—                                 индивидуализации (каждое состояние пациента индивидуально и зависит от

множества факторов, которые лучше всего может оценить именно семейный врач

(лечащий врач пациента/семьи), определяющий необходимость и достаточность

требуемой медицинской помощи);

—                           оптимизации (какая медицинская помощь/услуга является приоритетно-

необходимой и  в каком объёме она нужна пациенту в настоящее время и в текущем

состоянии);

—                            оперативности (своевременно, круглосуточно, в зависимости от тяжести

состояния, с учётом возможного медицинского прогноза);

—                           качественности (кто из медицинских работников общины может наилучшим

образом справиться с поставленной задачей по улучшению состояния здоровья

пациента).

Когда пациенту необходимо обследование или лечение, выходящее за уровень

профессиональных знаний врача-генералиста, он обращается к более компетентным

коллегам. При этом узкие специалисты консультируют не пациента, а врача-генералиста

по ведению и лечению пациента. Какое лечение будет выбрано после консультации,

зависит только от врача-генералиста – он определяет объём лечения, препараты, которые

будут использованы при лечении, и организует обеспечение ими пациента.

Врач-генералист имеет договорные или контрактные отношения со структурой

ОМУ ТО, которая под его максимально конкретизированный запрос определяет наилучшее медицинское решение (место, время и кандидатуру медицинского работника общины, который может и окажет требуемую медицинскую помощь с максимально возможным эффектом и качеством в зависимости от собственных профессиональных возможностей/способностей).

Всё это приведёт к тому, что врач-генералист будет отвечать как за процесс

лечения,  так и за конечный результат.

 

По мере реформирования ПМСП изменится назначение стационарной медицинской помощи. Прежде всего, должна быть проведена дифференциация действующих стационаров.

Первый уровень – больницы для лечения острых форм заболеваний – основной тип учреждений в реформированной системе стационарной помощи с необходимым диагностическим и лечебным оборудованием, интенсивными технологиями, круглосуточным врачебным уходом.

Второй уровень – отделения и больницы для лечения и реабилитации пациентов с хроническими заболеваниями (в том числе для длительного пребывания пациентов).

Третий уровень – высокоспециализированная медицинская помощь (требующая специализированного медицинского оборудования или узкоспециализированных медицинских знаний и умений).

Отдельным уровнем являются больницы сестринского ухода и хосписы.

Изменение функций существующих стационаров не является приоритетной задачей и может происходить по мере реформирования ПМСП.

 

Успех реформы здравоохранения обеспечит повсеместное создание структур СОС-системы, имеющей уникальные функции и ныне отсутствующей в системе организации медицинской помощи – это оператор медицинских услуг территориальной общины (ОМУ ТО) В зависимости от наличия медицинских и материальных ресурсов ОМУ ТО создаёт каждая община (районная или городская).

ОМУ ТО – это финансово-медицинская логистическо-клиринговая компания, чей девиз:

«Окажи медицинскую услугу – произведи согласованные взаиморасчёты».

 

ОМУ ТО – это круглосуточная диспетчерская служба, в которой работают опытные врачи и организаторы медицинской помощи, а также технические работники.

ОМУ ТО – это юридическое лицо, основанное на любой форме собственности.

 

Создание и функционирование структур ОМУ ТО позволит решить следующие проблемы:

  1. ОМУ ТО имеет организационную и финансовую возможность объединить и использовать все имеющиеся в пределах общины медицинские ресурсы (технические и человеческие), находящиеся как в государственной/муниципальной собственности, так и в частной. Он является интегратором, совмещающим государственную и частную медицину, собирая данные об имеющемся оборудовании и врачах, работающих на этом оборудовании, их квалификации; врачах узких специальностей, готовых консультировать не пациента, а семейного врача.
  2. ОМУ ТО работает в интересах врачей-генералистов (семейных/доверенных врачей), круглосуточно организуя и индивидуализируя всю необходимую пациентам медицинскую помощь (в том числе медикаменты) и обеспечивая преемственность оказываемой медицинской помощи.
  3. ОМУ ТО ведёт текущие медицинские счета пациентов (ТМС) и определяет на ограниченный период (например, на один год) по согласованию с руководством общины (медицинский комитет, муниципалитет, администрация) стоимость одного балла медицинской помощи (о них будет сказано ниже).
  4. ОМУ ТО является структурой, гарантирующей и осуществляющей взаиморасчёты между пациентами, работодателями, страховыми компаниями, больничными кассами, бюджетом, муниципалитетом, с одной стороны, и с лечебными учреждениями, врачами (иными медицинскими работниками), с другой.
  5. ОМУ ТО экономически не заинтересован в том или ином виде или объёме медицинских услугой или медикаментах, а также в услугах каких-либо конкретных лечебных учреждений ТО. Он получает фиксированный процент, включённый в стоимость балла медицинской помощи, за любой вид медицинской помощи (предоставленного медикамента),  полученный пациентом.

 

Именно поэтому ОМУ ТО становится распределителем денежных средств в данном Проекте.

  1. ОМУ ТО заключает договора как с частными медицинскими структурами, так и с медицинскими учреждениями государственной и коммунальной формы собственности, с которыми производит взаиморасчёты в добровольном порядке на основании балльного тарификатора и стоимости одного балла медицинской помощи.
  2. ОМУ ТО заключает договора с медицинскими ассистирующими структурами других общин, которые могут обеспечить как базисную медицинскую помощь (при временном пребывании пациента на их территории), так и специализированную/узкоспециализированную помощь (при невозможности оказать такую помощь на собственной территории). Именно ОМУ ТО организуют и осуществляют оказание необходимой медицинской помощи пациенту с максимальным объёмом и качеством и по факту оказания таких услуг проводят взаиморасчёты.

 

Работая в интересах пациента, ОМУ ТО (врач-генералист/семейный врач, МА, аптека/аптечное подразделение, действующие структуры системы оказания медицинской помощи ТО)  обеспечивает комплексное ведение пациента. Это позволяет круглосуточно, в полном объёме, в максимально короткие сроки оказать пациенту всю необходимую медицинскую помощь и обеспечить его всеми необходимыми медикаментами и средствами медицинского назначения.

Особенностью проводимой реформы системы здравоохранения будет свобода выбора пациента – он будет иметь возможность получить необходимую медицинскую помощь в существующей системе (в том числе, при посредничестве страховой компании), либо через структуру нового типа СОС-системы – ОМУ ТО.

Реформа будет этапной, с параллельной работой существующей и новой систем здравоохранения, плановостью введения новой системы и возможностями пациентов добровольно пользоваться медицинскими услугами обеих систем.

Автор:

Назаров Михаил Евгеньевич

исполнительный директор
открытого акционерного общества
ОАО «АрхиМед»

Украина, 65014, г. Одесса, ул. Канатная, д.42/402
тел. (038) (067) 484-23-31
e-mail: naz@te.net.ua