Выбрать страницу

КОНЦЕПЦИЯ создания социально-рыночной территориально-управляемой семейно-организованной системы организации здравоохранения (СОС-системы)

 

«Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра».
Сенека

«Это не вопрос доли рынка. Это создание рынка».
Сергей Брин (соучредитель Google)

Что такое социально-рыночная, территориально-управляемая, семейно-организованная система здравоохранения (СОС-система).

  • Социально-рыночная – все лечебные учреждения (независимо от формы собственности) имеют равный доступ к любым источникам финансирования (как бюджетным, так и личным), реально участвуя в конкуренции на рынке предоставляемых социальных медицинских услуг в рамках единого бального тарификатора (БТ). В нём стоимость всех социальных медицинских услуг выражена в баллах медицинской помощи (БМП), что позволяет соотнести сложность и трудозатратность той или иной медицинской услуги.
  • Территориально-управляемая – государство, в лице Верховной Рады, раз в год утверждает единый медицинский социальный заказ – БТ, создаваемый и подаваемый на утверждение Центральным Медицинским Комитетом (ЦМК) Украины.

    Каждая территориальная община (ТО), имея БТ, самостоятельно устанавливает на своей территории стоимость БМП, который является единицей учёта/расчётов между производителями и получателями медицинских услуг ТО. Одновременно ТО, в лице медицинского комитета (МК), устанавливает размер частичной оплаты стоимости БМП для детей, пенсионеров, малообеспеченных и т.д.

    Данный БТ и размер сооплат действует для всех лечебных учреждений ТО (независимо от формы собственности), которые сотрудничают с оператором медицинских услуг территориальной общины (ОМУ ТО) и получают от него оплату за оказанные пациентам медицинские услуги.

  • Семейно-организованная – это объединение населения ТО в группы («семью») по родственному признаку. «Семья» самостоятельно определяет свою потребность в медицинской помощи, исходя из своих представлений о «здоровье», выбирает «своего» семейного врача и самостоятельно оплачивает/со-опалчивает полученную медицинскую помощь с имеющихся индивидуальных текущих медицинских счетов (ТМС) или накопительных медицинских счетов (НМС).

Концепция СОС-системы

  • Предлагаемая концепция является стратегическим видением и планом действий по созданию новой системы здравоохранения Украины с построением в максимально короткие сроки (за 3 — 5 лет) прогнозируемой, универсальной и наиболее эффективной мировой системы оказания медицинской помощи, которая имеет цель и экономическое обоснование механизма сохранения здоровья, увеличения продолжительности и качества жизни населения, с приоритетным внебюджетным финансированием, без необходимости внесения изменений в 49 ст. Конституции Украины.
  • В основе концепции — построение нестраховой системы оказания медицинской помощи, действующей на принципах платности и регулируемости, в основе которой обязательная частичная оплата/сооплата пациентом/семьёй полученных медицинских услуг с применением единого тарификатора и балла медицинской помощи, с текущих (беспроцентных) и депозитарных (процентно-накопительных) счетов пациентов при организующей роли структур ОМУ ТО и определяющей роли доверенных врачей/семейных врачей/врачей общей практики территориальной общины.

СОС-система создаётся параллельно и независимо от существующей бюджетной системы здравоохранения и функционирует параллельно с ней, используя всё имеющееся материальные и людские ресурсы ТО

СОС-система выгодна ВСЕМ, кто в ней участвует !!!

Tак как является :

  • Клиент-ориентированной технологией – круглосуточное получение пациентом ВСЕЙ необходимой им в текущее время медицинской помощи. В перспективе – система, заставляющая пациента вести здоровый образ жизни. Снижение текущих финансовых затрат Пациента (за счёт системы сооплат) по факту получения им медицинской помощи и будущих затрат на возможно необходимую медицинскую помощь;
  • Медицинско-ориентированной технологией — получение ВСЕМИ медицинскими работниками заработанного гонорара за оказанную медицинскую услугу/помощь.
  • Территориально-ориентированной технологией — снижение текущих муниципально — бюджетных затрат на оказание медицинской помощи гражданам общины. Увеличение объёма и качества медицинских услуг гражданам общины. Приведение в действие инвестиционно-инновационных механизмов в здравоохранении общин.
  • Государственно-ориентированной технологией — создание суперэкономной системы организации и оказания медицинской помощи. Текущая задача – минимальные затраты на проведение реформирования системы здравоохранения. Снижение текущих бюджетных (общегосударственных) затрат на оказание медицинской помощи гражданам. Приведение в действие инновационных механизмов в здравоохранении государства.

Управление системами здравоохранения Украины

Бюджетная система 

Министерство Здравоохранения – Облздравотдел ТО – Горздравоотдел ТО — лечебные учреждения ТО

 

СОС-система

Центральный Медицинский Комитет в составе Министерства Финансов (создаёт только БТ, не имеет никаких управляющих и регулирующих функций)

Медицинский Комитет ТО – ОМУ ТО – лечебные учреждения ТО

Организационные положения СОС-системы организации здравоохранения Украины

  • Центральный Медицинский Комитет в составе Министерства Финансов становится органом, создающимeжегодный единый «социальный заказ общества» в виде свода социальных медицинских услуг, которые подлежат со-оплатам на всей территории Украины – так называемый «бальный тарификатор»;
  • управление COC- системой здравоохранения переходит на уровень территориальных общин (ТО) – городов областного и районного подчинения – c созданием новой управленческой структуры – «медицинского комитета» (МК);
  • каждая территориальная община создаёт свою медико-финансовую, клирингово-логистическую компанию — оператора медицинских услуг территориальной общины (ОМУ ТО) – компанию по управлению медицинскими, финансовыми и материальными потоками территориальной общины/города с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства с проведением последующих финансовых расчётов за предоставленные медицинские услуги, основанные на зачёте взаимных требование и обязательств. ОМУ ТО может рассматриваться как прибыльная, так и не прибыльная компания;
  • каждый ОМУ ТО создаёт условия для работы врачей-генералистов (семейных врачей/врачей общей практики/доверенных врачей), в том числе, предоставляя им место работы. Одновременно проводится работа по привлечению на обслуживания такого врача максимально возможного количества пациентов (до 400 семей). Параллельно идёт создание базы данных врачей-специалистов и медицинского оборудования/технологий, кoторые используются на территории общины.
  • основная задача ОМУ ТО – создать единое медицинское пространство ТО, в котором будут сотрудничать врачи-генералисты, непосредственно работающие с пациентами/их семьями, и врачи-специалисты.

Девиз деятельности – «окажи услугу — произведи расчёты».

Медицинская составляющая СОС-системы

  • доверенный/семейный врач территориальной общины – основа реформируемой системы организации и оказания медицинской помощи пациентам;
  • неконкурентная, содружественная, построенная на единых принципах организации работа частных и государственных медицинских учреждений общины, нацеленная на максимально-положительный результат в лечении и профилактике здоровья её граждан — cоздание единого медицинского пространства ТО;
  • оператор медицинских услуг территориальной общины (ОМУ ТО) – базисная структура в системе оказания/получения медицинской помощи проекта и проведения согласованных финансовых расчётов;
  • гарантированная общиной возможность получения на её территории любым пациентом (как членaм общины, так и приезжим) всей необходимой текущей мед. помощи;
  • возможность каждого члена территориальной общины иметь личный план сохранения и укрепления здоровья, основанный на его представлении о здоровье и ведущемся образе жизни.

Финансовая составляющая СОС-системы

  • стандартизированные и регулируемые территориальной общиной цены на все виды социальных медицинских услуг, предоставляемые лечебными организациями общины на основе применения бального тарификатора медицинских услуг и балла медицинской помощи;
  • введение в практику личных текущих и накопительных медицинских счетов. Сооплатa текущих медицинских затрат граждан на полученную медицинскую помощь между пациентом — членом территориальной общины, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами общины и муниципалитетом, с другой стороны;
  • сохранение, количественное и качественное увеличение необходимого объёма медицинской помощи населению территориальных общин при увеличении финансирования медицинских затрат за счёт привлечения частных и корпоративных капиталов при ежегодном уменьшении в совокупном объёме затрат размера бюджетных средств.
  • законодательное обеспечение, создание условий и финансовых возможностей (через 10-15 лет) для пожилых людей (членов их семей) самостоятельной оплаты/сооплаты большей части необходимой им медицинской помощи и медицинского ухода, в том чиcле, за счёт использования накопительных медицинских счетов.

Финансирование Проекта «СОС-система»

Под Проект могут быть привлечены спонсорские или «грантовые» средства (особенно на создание муниципальных управляющих структур – МК).

Структуры ОМУ ТО могут быть как частными, так и муниципальными.

Средние расходы на создание ОМУ ТО более или менее ясны – без покупки помещения – около 1,2 млн. гривень.

Средние расходы на создание МК менее ясны, так как не понятна его штатная структура (зависит от делегируемых ему функций и его дружественном «сожительстве» с горздравотделом).

Ориентировочно они должны составить 4-5 млн. гривень в год на один МК.

Вывод: 
на создание 56 МК и ОМУ ТО (во всех городах Украины с населением более 100 тыс. человек) может потребоваться от300,0 млн до 350,0 млн гривень — 50,0 млн. американских долларов — на практическую реформу ВСЕЙ системы здравоохранения в рамках ВСЕЙ Украины.

Медицинские услуги СОС-системы

своевременные, слаженные и подчинённые одной цели действия медицинских работников территориальной общины при непосредственной организации, контроле и ответственности доверенного/семейного врача пациента с целью получения оптимального результата, который отражает представление самого пациента/семьи о здоровье с учётом возможных и прогнозируемых медицинских последствий.

 

Особенность проводимой реформы системы здравоохранения

— свобода выбора пациента – возможность получить необходимую медицинскую помощь в существующей бюджетной системе (в том числе, при посредничестве страховой компании), либо через структуру СОС-системы – ОМУ ТО;

— параллельнaя работa существующей (бюджетной) и новой (СОС- системы) систем здравоохранения и возможностями пациентов добровольно пользоваться медицинскими услугами обеих систем.

Создаваемая СОС-система здравоохранения будет

  • универсальной, улучшая медицинское обслуживание всех категорий населения, независимо от места проживания и уровня доходов;
  • кардинальной и системной, затрагивая все составные части системы здравоохранения;
  • иметь все признаки добровольности, предоставляя гражданам возможность самостоятельно выбирать систему, в которой они будут получать необходимую им медицинскую помощь, когда экономическая целесообразность частичной оплаты (сооплаты) получаемой медицинской помощи и медикаментов поможет разрешить существующие юридические коллизии;
  • будет осуществляться поэтапная трансформация и реструктуризация бюджетной медицины в СОС-систему с их параллельным функционированием в течение 3-5 лет (ни одна из систем не отменяет, а лишь дополняет другую);
  • не требуется первоначальных значительных человеческих и материальных ресурсов, денежных средств (как бюджетных, так и частных), изменений действующего Законодательства, специальной подготовки и обучения персонала.

Создание инфраструктуры СОС-системы и системы организации и оказания медицинской помощи в ТО

  • Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) будут повсеместно оказываться семейными/доверенными врачами.
  • Семейный врач – это единственный врач, которого должны и будут выбирать пациенты/семьи. В основе отбора – профессиональные знания и личные (человеческие) качества врача, максимально соответствующие менталитету и образу жизни семьи и их требованиям к получаемой базовой медицинской помощи.
  • Сегодня в роли семейного врача могут быть врачи иных специальностей, которые для пациента/членов его семьи являются доверенными врачами и которые заинтересованы в том, что при ситуациях, в которых они не компетентны, врачи общины оказывали медицинскую помощь их пациентам на принципах СОС-системы.
  • В медицинском понимании проблемы, семейный врач – непосредственно контактирующий и единственно ответственный врач за состояние здоровья пациента и его семьи.
  • Семейный врач становится лечащим врачом при амбулаторном лечении, диагностике, консультациях; организатором медицинской помощи при тяжёлых или диагностически сложных случаях; «медицинским адвокатом» при защите медицинских и финансовых интересов пациента при оказании/получении им медицинской помощи в лечебных учреждениях общины (в том числе, стационарной медицинской помощи), продолжая вести динамическое наблюдение за пациентом.

 

Всё это приведёт к тому, что семейный врач будет отвечать как за процесс лечения, так и за конечный результат.

По Мере реформирования ПМСП изменится назначение стационарной медицинской помощи. Прежде всего, будет проведена дифференциация действующих стационаров:

  • Первый уровень – больницы для лечения острых форм заболеваний – основной тип учреждений в реформированной системе стационарной помощи с необходимым диагностическим и лечебным оборудованием, интенсивными технологиями, круглосуточным врачебным уходом.
  • Второй уровень – отделения и больницы для лечения и реабилитации пациентов с хроническими заболеваниями (в том числе для длительного пребывания пациентов).
  • Третий уровень – больницы сестринского ухода и хосписы.

Движение (cash-flow) денежных потоков в СОС-системе

  • каждая медицинская услуга, являясь таковой по определению, имеет свою стоимость и должна быть оплачена. При этом должна быть решена задача, какая из услуг является социально-значимой, т.е. входит в бальный тарификатор или нет.
  • Пациент, получивший социально-значимую услугу, оплачивает её не в полном объёме – задействуется система совместного финансирования текущих медицинских затрат и система отложенного медицинского потребления при помощи накопительных медицинских счетов.
  • Услуга, не входящая в бальный тарификатор, должна быть полностью оплачена пациентом.
  • Одновременно каждый, кто оказывает медицинскую услугу, должен получить за это соответствующую и чётко определённую оплату (гонорар).
  • Государство устанавливает понятные и простые правила поведения в общине – правовые, экономические и, собственно, медицинские, регулирующие взаимоотношения между медиками, пациентами, государством (в лице местных органов управления) и работодателями.
  • СОС-система изменяет принципы финансирования оказания медицинской помощи, ввoдя сооплату /софинансирование текущих медицинских затрат пациента при получении им социальных медицинских услуг.
  • Приоритетной задачей государственной программы реформирования здравоохранения должна стать задача изменения движения денежных потоков в здравоохранении – с прямого дотирования содержания государственных и коммунальных лечебных учреждений, на целевое совместное финансирование текущих медицинских затрат пенсионеров, детей, инвалидов, временно неработающих, малообеспеченных и разрешения отнесения на валовые расходы средств, потраченных работодателем на текущие медицинские нужды своих работников.

Изменения системы медицинского образования и подготовки медицинских кадров

Качественность подготовки медицинских кадров напрямую будет связана с ранней общей специализацией будущих врачей, которые уже после 4-го курса должны определиться со своей будущей специализацией и проходить дальнейшее обучение в программах:

  • врач — генералист — врач общей практики (семейный врач, ВОП);
  • врач-специалист, ориентированные на:
    • диагностический профиль,
    • хирургический профиль,
    • нехирургический профиль;
  • врач-управленец.

Система даст возможность сочетать теоретическую подготовку в высших учебных заведениях с практикой в действующих лечебных учреждениях ТО. Последние, в свою очередь, будут их выдвигать на соискание диплома по той или иной специальности перед медицинским комитетом ТО, который будет выдавать результирующий документ (диплом, сертификат) врача.

Принципы подготовки врачей

Пятикурсники:

  • Семейные врачи/ВОП/врачи-генералисты — начнут стажировку в кабинетах действующих семейных врачей ТО, исполняя функции «младшего врача». В начале их функции будут ориентированы на оказание профилактической медицинской помощи, ведению документации, динамического наблюдения за больными пациентами, профилактическими осмотрами, ознакомлению работы в системе команды «интегрированной единицы медицинской практики» (пациент – ВОП — узкий специалист – система ОМУ- пациент). В дальнейшем, на него начнёт ориентировать поток своих пациентом ОМУ ТО, что позволит молодому врачу общей практики, после получения соответствующего диплома, начать собственный бизнес в системе ОМУ ТО.
  • узкиe специалисты /врачи-специалисты должны начать стажироваться либо в именных клиниках ТО (травматология им. ___, инфекционных болезней им. ____, гинекологической практики им. _____), либо получить стажировку в профильных клиниках ТО.
  • врач – управленец должен прослушать курс MBA и, как минимум, простажироваться в действующем лечебном учреждении на уровне «младший главный врач» или «младший начальник медицинской службы (начмед)». Только после этого он будет допущен к соисканию звания «Менеджер» медицинского учреждения.

Конфликт интересов

Министерство здравоохранения Украины должно бы быть инициатором реформы здравоохранения, но никогда им не будет, так как необходимость отказаться от централизованного построения и управления системой здравоохранения, лицензирования и тендерных закупок никак не входит в планы чиновников МинЗдрава.

Поэтому, концепция, стратегия и тактика реформирования системы здравоохранения/ решение о проведении полномасштабного эксперимента должна быть принята Кабинетом Министров Украины, а начало реформирования системы здравоохранения должно осуществляться под патронатом Министерства финансов или, непосредственно, Премьер-Министра.

В противном случае, будет конфликт интересов, когда «привыкшие тратить» (МинЗдрав, обл- и горздравы) никогда не смогут найти «общий язык» с теми, кто пришёл «получить доход» (медицинский комитет (МК)).

Ближайшая цель Кабинета Министров в сфере реформирования системы здравоохранения:

  • Определить орган (МинФин) и муниципалитет конкретной территориальной общины, ответственныe за проведение Пилотного Проекта реформы здравоохранения;
  • Передача основных финансовых и управленческих функций Пилотного Проекта на уровень ТО (в лице медицинских комитетов (MK)) и изменений приоритетов финансирования с содержания существующих медицинских государственных и муниципальных учреждений на оплату/cооплату получаемой гражданами Украины необходимой медицинской помощи.

Пилотный Проект

Должен быть осуществлён в двух ТО, пользующихся или имеющих представление о СОС-системе здравоохранения. Одна из них будет ориентирована на городское население (г. Одесса), вторая — на сельское население (г. Черновцы и Черновицкая область).

Срок эксперимента – 1-1,5 года.

Проект включает создание составляющих СОС-системы:

  • МК – ОМУ ТО;
  • Связки врачи-генералисты – врачи-специалисты;
  • Добровольность пациентов участия в Проекте;
  • Обязательная сооплата пациентами получаемой медицинской помощи на основе регулируемых МК платных медицинских услуг;
  • Использование в работе и расчётах во всех лечебных учреждениях Проекта единого бального тарификатора медицинских услуг;
  • Налогообложение медицинских учреждений и медицинских работников в рамках Проекта.

Пилотный Проект. Результаты.

Oценка результатов Пилотных Проектов и адаптация их результатов на всю Украину:

  • медицинская составляющая (общемедицинские результаты (заболеваемость, смертность, пр. );
  • организационная составляющая (пациенты, медики, процессы,
    управленцы);
  • финансовая составляющая (снижение нагрузки на бюджет, увеличение зарплат врачей, легализация теневых доходов в медицине, снижение теневых платежей пациентов, поступление в бюджет от деятельности медицинских учреждений, инновационное развитие медицинских учреждений ТО, пр.);
  • юридическая составляющая (базовые договоры, должностные инструкции, рекомендуемые штатные расписания МК и ОМУ ТО и пр.);
  • компьютерное обеспечение Проекта.

Медицинский комитет (МК)

По своим полномочиям представляет объединение горздрава (райздрава) и территориальной врачебной медицинской ассоциации c основными функциями МинЗдрава Украины:

  • структура, учреждаемая и подотчётная исполнительной власти муниципалитета/общины, отвечающая за организацию, оказание, финансирование и получение медицинской помощи её гражданами в рамках пилотного проекта СОС-системы;
  • в неё входят медицинские управленцы и наиболее авторитетные врачи территориальной общины;
  • является коллегиальным органом, принимающим решения на основании подготовленных проектов решений постоянно действующего исполкома.

Медицинский комитет (МК) - некоторые функции

  • формирует доходную часть бюджета здравоохранения общины на основе настоящего Проекта, и на его основании – расходную часть;
  • согласовывает стоимость балла медицинской помощи с ОМУ ТО, медицинскими учреждениями и работодателями ТО на будущий год и выходит с предложением об его утверждении на сессию исполкома ТО;
  • использует в работе единый «бальный тарификатор» медицинских услуг как социальный заказ государства;
  • создаёт реестр врачей и медсестёр ТО с указанием специализации, квалификации, категории, места работы;
  • создаёт реестр всего имеющегося медицинского оборудования в лечебных учреждениях ТО всех форм собственности и их загруженность;
  • выступает с инициативой о размере сооплат в стоимости балла медицинской помощи пенсионерам, детям, малообеспеченным и т.д. Получает от ОМУ ТО отчёты об оказанных им услугах и производит оплату согласно схем сооплат балла медицинской помощи;
  • лицензирует и аккредитует медицинские учреждения (кaк организации) и всех медицинских работников, предоставляя им право работы на территории общины;
  • рассматривает жалобы и претензии граждан общины на объём, качество оказываемых медицинских услуг в рамках Проекта;
  • определяет необходимость в инновациях и участвует в инновационных проектах от имени ТО. При этом не будет иметь значения характер вида собственности медицинского учреждений, осуществившего инновацию в интересах общины;
  • участвует в проведении конкурсов на замещение должности главного врача (директора) государственных и муниципальных лечебных учреждений.

Oператор медицинских услуг территориальной общины (ОМУ ТО)

  • это финансово-медицинская клирингово-логистическая структура, организующая и осуществляющая круглосуточное оказание на территории общины всей необходимой медицинской помощи/обеспечение медикаментами постоянно или временно находящимся на её территории гражданам/пациентам, с проведением последующих согласованных взаиморасчётов между производителями медицинских услуг и их получателями.
  • имеет в своём составе подразделение семейных/доверенных врачей и медицинскую ассистирующую структуру.
  • является связующим звеном между медицинскими структурами (как государственными, так и частными), обеспечивая преемственность в ведении пациентов и гарантированно-прогнозируемые денежные взаимоотношения между поставщиками (медицинскими организациями общины), с одной стороны, и получателями (пациентами, работодателями и муниципалитетом), с другой стороны, медицинских услуг на территории общины.

Oператор медицинских услуг территориальной общины (ОМУ ТО)

С медицинской точки зрения – это единое медицинское пространство ТО, при котором индивидуализированную доверенным/семейным врачом медицинскую помощь пациенту будут оказывать наиболее квалифицированные в текущей проблеме пациента врачи на лучшем (из имеющегося) и достаточном медицинском оборудовании (независимо от формы организации и формы собственности), находящемся в ТО;

С экономической точки зрения – это платная медицинская помощь, построенная в соответствии с социальным заказом общества (бальном тарификаторе медицинских услуг территориальной общины (БТ)) с использованием технологии постоплаченных медицинских услуг, основанная на механизме сооплат:

  • текущей медицинской помощи;
  • создание и развитие муниципальной семейно-организованной накопительной системы оплаты будущих медицинских расходов.

Это технология использования уже имеющихся медицинских ресурсов ТО в интересах пациентов, медицинских работников и инвесторов.

Oператор медицинских услуг территориальной общины (ОМУ ТО)

  • имеет организационную и финансовую возможность объединить и использовать все имеющиеся в пределах общины медицинские ресурсы (технические и человеческие), находящиеся как в государственно-муниципальной собственности, так и в частной. Является интегратором, совмещающим государственную и частную медицину;
  • работает в интересах семейных/доверенных врачей, круглосуточно организуя и индивидуализируя всю необходимую пациентам медицинскую помощь (в том числе медикаменты) и обеспечивая преемственность оказываемой медицинской помощи;
  • ведёт текущие медицинские счета пациентов (ТМС);
  • oпределяет (например, на один год) по согласованию с руководством общины (медицинский комитет, муниципалитет, администрация) стоимость одного балла медицинской помощи;
  • является структурой, гарантирующей и осуществляющей взаиморасчёты между пациентами, работодателями, страховыми компаниями, больничными кассами, бюджетом, муниципалитетом, с одной стороны, и с лечебными учреждениями, врачами (иными медицинскими работниками), с другой;
  • экономически не заинтересован в том или ином виде или объёме медицинских услугой или медикаментах, а также в услугах каких-либо конкретных лечебных учреждений ТО; получает фиксированный процент, включённый в стоимость балла медицинской помощи (любой вид медицинской помощи /предоставленного медикамента), полученный пациентом. Поэтому ОМУ ТО становится распределителем денежных средств в данном Проекте;
  • заключает договора как с частными медицинскими структурами, так и с медицинскими учреждениями государственной, коммунальной и иной формы собственности, с которыми производит взаиморасчёты в добровольном порядке на основании балльного тарификатора и стоимости одного балла медицинской помощи;
  • заключает договора с ОМУ ТО/медицинскими ассистирующими структурами других общин, которые могут обеспечить как базисную медицинскую помощь (при временном пребывании пациента на их территории), так и специализированную/узкоспециализированную помощь (при невозможности оказать такую помощь на собственной территории);
  • обеспечивает комплексное ведение пациента, что позволяет круглосуточно, в полном объёме, в максимально короткие сроки оказать пациенту всю необходимую медицинскую помощь и обеспечить его всеми необходимыми медикаментами и средствами медицинского назначения.

Oператор медицинских услуг территориальной общины (ОМУ ТО)

– это экономически-обоснованная замещающая альтернатива социальному медицинскому страхованию;

— это компания, оперирующая (без физического владения) ВСЕМИ врачебными и материальными ресурсами территориальной общины (ТО) в интересах своих пациентов, превращая все лечебные учреждения ТО (независимо от формы собственности) в подразделения единого медицинского центра;

— это согласуемая с ментальностью уже существующая практика наличия у семьи ответственного «доверенного» врача (которым в будущем будет исключительно семейный врач), который получает возможность использовать все имеющиеся медицинские ресурсы территориальной общины в интересах своих пациентов;

— это системная технология, дающая возможность пациентам круглосуточно получить ВСЮ необходимую им в данный момент индивидуализированную медицинскую помощь от лучших специалистов территориальной общины, оплатив/сооплатив полученные медицинские услуги по факту их получения по заранее согласованным расценкам;

– это структура, выстраивающая долгосрочные отношения с потребителями медицинских услуг/пациентами, приводящая к снижению медицинских рисков и уменьшению необязательных предварительных затрат (покупки медицинской страховки) пациентов;

– это клиринговый центр, который производит согласованные расчёты на основе единого бального тарификатора (БТ) между получателями и производителями медицинских услуг территориальной общины;

– это реестр врачей и медсестёр, имеющегося медицинского оборудования и используемых медицинских технологий в лечебных учреждениях различной формы собственности ТО;

– это квалифицированный посредник между больными и узкими специалистами, действующий в интересах своих пациентов в качестве «квалифицированного заказчика» и «медицинского адвоката»;

– это сообщество доверенных/семейных врачей ТО, которые принимают на себя ответственность за состояние здоровья принятых на обслуживание семей;

– это поставщик наиболее-качественных медицинских услуг ТО, исходя из субъективно определённого (пациентом) и объективно-определённого (лечащим семейным врачом) «медицинского состояния» пациента.

Изменения Законодательства

  • Принятие Закона «О медицинской практике/деятельности». Цель – создать законодательную возможность врачам и медсёстрам предоставлять свои профессиональные услуги на гонорарных принципах оплаты с передачей регуляторных функций (лицензирование, аккредитация, определение потребности в услугах и т.д.) на уровень МК и налогообложением такой деятельности лишь подоходным налогом, идущим в бюджет общин;
  • Изменения в Закон Украины о «Прибыли предприятий…», позволяющие относить затраты предприятия на coоплаты медицинскoй помощи сотрудникам на валовые расходы;
  • Изменения в Закон Украины о «Налоге на добавленную стоимость…». Медицинские услуги, входящие в единый бальный тарификатор/социальный заказ государства, освобождаются от обложения НДС (независимо от структуры, их предоставившей), а не вошедшие – могут и должны быть обложены НДС;
  • Изменения в Законодательство Украины «О местном самоуправлении…» с передачей местным органам самоуправления обязанностей, функций и ответственности по организации и оказанию медицинской помощи своим гражданам, а также контроль и ответственность за объём, качество, необходимость и достаточность такой помощи;
  • Изменения в Законодательство о труде. Разработка и утверждение Положения о «Трудовом договоре (контракте)», содержащего обязательные пункты, касающиеся договорной сооплате медицинской помощи, получаемой работниками на время трудовых отношений.

Изменения в Законы, регулирующие начисления на фонд заработной платы

1) Пенсионная система.

Все работающие (как наёмные, так и самозанятые) должны отчислять на солидарную государственную пенсию) единый, чётко установленный взнос, который не должен превышать 25 % дохода (заработной платы). Если доход (заработная плата) меньше, то остальную сумму доплачивает работодатель, с отнесением этой суммы на валовые расходы. Сумма единого пенсионного взноса определяется ежегодно Постановлением Кабинета Министров Украины либо Законом Верховной Рады Украины и рассчитывается исходя из реального (а не статистического) прожиточного минимума и планируемой численности пенсионеров.

2) Государственные виды общеобязательного страхования (социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, социальное страхование по временной потере трудоспособности, общегосударственное обязательное социальное страхование на случай безработицы) — ликвидируются, с передачей этих вопросов на договорной уровень между работодателем и работником с добровольным страхованием рисков – страховые компании быстрее, в полном объёме, без существенных бюрократических преград выполнят обязательства перед работником по таким рискам.

Действия по проведению реформы системы здравоохранения

  • Принятие концепции (с изменениями и дополнениями) как стратегической цели реформы системы здравоохранения;
  • Проведение эксперимента по полноценному функционированию МК, ОМУ ТО, функционированию ТМС, НМС, работе доверенных/семейных врачей, созданию единого медицинского пространства и т.д. с параллельным функционированием с бюджетной формой системы здравоохранения;
    • Проведение массированной разъяснительной работы (на телевидении, в прессе, на Интернет-форумах и пр.) о стратегических целях, первоочередных задачах, особенностях и преимуществах предлагаемых изменений системы здравоохранения;
  • Практическая техническая помощь общинам (пакеты уставных документов, положение и документы МК, компьютерные программы, медицинский тарификатор и т.д.) по внедрению СОС-медицины. Создание структур ОМУ ТО в общине и привлечение к сотрудничеству с ними семейных /доверенных врачей (подготовка и переподготовка врачей);
  • Проведение разъяснительной работы среди руководства крупнейших предприятий общины о необходимости совместно-пропорционального финансирования предприятием и работником текущих медицинских затрат последнего;
    • Добровольный переход работников предприятий на систему совместного финансирования (сооплат)текущих медицинских затрат с заключением соответствующего договора с компанией ОМУ ТО и выбором лечащего семейного /доверенного врача;
    • Придание муниципальным и государственным медицинским учреждениям статуса юридических лиц, введение в них платных медицинских услуг на основе единого бального тарификатора медицинских услуг;
  • Создание единой базы данных медицинских работников и медицинского оборудования для наиболее рационального использования их возможностей в интересах граждан общины;
  • Создание МК территориальной общины, определение его полномочий;
    • Принятие решения на сессии соответствующего Совета об использовании единого бального тарификатора;
    • Определение стоимости балла медицинской помощи на территории ТО;
  • Определение контингента населения ТО, которые могут рассчитывать на со-оплаты со стороны ТО, механизма предоставление со-оплаты (документооборот), размера со-оплаты для разных категорий населения ТО (детей, пенсионеров, инвалидов, малоимущих ит.д.);
  • Заключение договора между МУ и ОМУ ТО на оказание медицинских услуг с определением размере со-оплат направляемого на обслуживание населения, согласование документооборота и условий расчётов.

Резюме

Создаётся новая система организации здравоохранения — СОС-система, oбъединяющая всё лучшее, что наработано действующими системами здравоохранения, минимизируя ВСЕ их отрицательные особенности.

Её особенности:

  • Все виды медицинских услуг и медицинской помощи платны.
    • Оплата/сооплата полученных медицинских услуг происходит по факту их получения.
    • Существуют социальные и не социальные медицинские услуги. Социальные медицинские услуги отражены в бальном тарификаторе, который ежегодно утверждает Верховная Рада Украины по предоставлению МинЗдрава Украины.
    • Социальные медицинские услуги сооплачиваются для каждого гражданина Украины из различных источников. Несоциальные оплачиваются гражданином самостоятельно в полном объёме.
  • Cтоимость медицинских услуг зависит от стоимости балла медицинской помощи. Стоимость балла медицинской помощи на территории общины регулируется МК общины.
    • Создаётся система, нацеленная на удовлетворение текущих потребностей пациентов ТО в медицинской помощи и основанная на материальной и личностно-семейной мотивации сохранения и укрепления здоровья граждан.
    • Государство и ТО устанавливают общие «правила игры» и обеспечивают любому члену общины гарантированную возможность получить всю необходимую в данный момент медицинскую помощь, а также возможность заниматься общепринятыми методиками укрепления здоровья и профилактикой.
    • Устанавливаются прозрачные правила сооплат получаемых медицинских услуг. Работающее население оплачивает полученные медицинские услуги, исходя из финансовых возможностей работодателя и условий трудового договора. Неработающие члены общины coоплачивают полученные медицинские услуги в зависимости от экономических возможностей ТО и своей возрастной группы.
  • Запускается механизм экономии и рационального использования материальных и людских средств в системе здравоохранения, что позволит отказаться от постоянного увеличения бюджетных затрат на здравоохранение.

Заключительные положения

1. Создание СОС-системы может быть начата в любой момент (на основе действующего Законодательства Украины), легко адаптируется к условиям любого района и города Украины, позволяет организовать получение медицинских услуг как сельскими жителями, так и городскими, не требует затрат бюджета на своё создание (при необходимости, могут быть привлечены частные инвестиции).

2. Первоначально будет параллельное функционирование СОС-системы и бюджетной формы медицины.

3. Предложенная СОС-система выгодна как пациентам, и медицинским работникам; как в медицинском плане, так и в финансовом отношении. В итоге, она выгодна государству и каждому из нас.

4. Предложенная СОС-система является «матрицей», с помощью которой можно относительно быстро и эффективно преобразовать ЛЮБУЮ из действующих систем организации оказания медицинской помощи в любой стране, при этом получив значительный экономический эффект.

5. Согласно расчётам, процесс создания СОС-системы здравоохранения по всей территории Украины может занять от 3 до 5 лет.