SOS-система здравоохранения
(cоциально-рыночная, территориально-управляемая, семейно-организованная система здравоохранения, параллельно-функционирующая и комплексно-замещающая действующую украинскую систему здравоохранения)
SOS-система — принципиально-новая и «идеальная» система здравоохранения, которая предоставляет медицинские услуги в неограниченном объеме без страховых взносов и вычетов при долевом участии пациента/его семьи при полной свободе выбора врача.
Социально-рыночная – все лечебные учреждения (независимо от формы собственности) имеют равный доступ к любым источникам финансирования (бюджетным, личным, средствам работодателя, муниципалитета), реально участвуя в конкуренции на рынке предоставляемых социальных медицинских услуг в рамках единого бального тарификатора (БТ). В нём стоимость всех социальных медицинских услуг выражена в баллах медицинской помощи (БМП), что позволяет соотнести сложность и трудозатратность той или иной медицинской услуги.
Территориально-управляемая – государство, в лице высшего государственного органа (Верховной Рады), раз в год утверждает единый медицинский социальный заказ, который выражается в своде социальных медицинских услуг, являясь бальным тарификатором (БТ).
Каждая территориальная община (ТО), имея БТ, самостоятельно устанавливает на своей территории стоимость балла медицинской помощи (БМП), который является единицей учёта/расчётов между производителями и получателями медицинских услуг ТО. Одновременно ТО, в лице медицинского комитета (МК), устанавливает размер частичной оплаты стоимости БМП для детей, пенсионеров, малообеспеченных и т.д.
Предприятия сооплачивают медицинскую помощь, полученную своими работниками, согласно контракта между ними и зависит от финансового состояния работодателя.
Данный БТ и размер сооплат действует для всех лечебных учреждений ТО (независимо от формы собственности), которые сотрудничают с «оператором медицинских усулг территориальной общины» ОМУ ТО и получают от него оплату за оказанные пациентам медицинские услуги.
Семейно-организованная – это объединение населения ТО в группы («семью») по родственному признаку. «Семья» самостоятельно определяет свою потребность в медицинской помощи, исходя из своих представлений о «здоровье», выбирает «своего» семейного/доверенного врача и самостоятельно оплачивает/со-опалчивает полученную медицинскую помощь с имеющихся индивидуальных текущих медицинских счетов (ТМС) или накопительных медицинских счетов (НМС).
Повсеместное создание параллельной SOS-системы здравоохранения приведёт к комплексному реформированию системы здравоохранения Украины/иных стран с построением прогнозируемой, универсальной и наиболее эффективной мировой системы оказания медицинской помощи, которая имеет цель и экономическое обоснование механизма сохранения здоровья, увеличения продолжительности и качества жизни населения, с приоритетным внебюджетным финансированием, без необходимости внесения изменений в Конституцию Украины.
SOS — система, являясь «платной» по определению, делает всех своих граждан «платёжеспособными», давая им возможность получить максимальную ценность от оказанной медицинской помощи в соответствии с их субъективным и объективным (лечащего семейного врача) представлении о текущем состоянии здоровья с учётом ведущегося образа жизни.
SOS — система создаёт понятное всем представление о «качестве медицинских услуг», под которым понимаются своевременные, слаженные и подчинённые одной цели действия медицинских работников территориальной общины при непосредственной организации, контроле и ответственности «доверенного» врача/врача-генералиста с целью получения оптимального результата, который отражает представление самого пациента/семьи о здоровье с учётом возможных и прогнозируемых медицинских последствий.
SOS — система это:
— экономически-обоснованная замещающая альтернатива бюджетной и страховой системам функционирования здравоохранения, согласуемая с ментальностью уже существующей практики наличия у семьи ответственного «доверенного» врача (которым в будущем будет исключительно семейный врач), который получает возможность использовать все имеющиеся медицинские ресурсы территориальной общины в интересах своих пациентов;
— системная технология, дающая возможность пациентам круглосуточно получить ВСЮ необходимую им в данный момент индивидуализированную медицинскую помощь от лучших специалистов территориальной общины, оплатив/сооплатив полученные медицинские услуги по факту их получения по заранее согласованным расценкам;
– структура, выстраивающая долгосрочные отношения с потребителями медицинских услуг/пациентами, приводящая к снижению медицинских рисков и уменьшению необязательных предварительных затрат (покупки медицинской страховки) пациентов — . принцип личностно-семейственной ответственности гражданина перед обществом за своё здоровье и здоровье своей семьи. У каждого человека и у каждой семьи есть своё представление о здоровье и каждый относится к нему так, как считает нужным (если это не несёт опасности для здоровья иных членов общины). Но, обращаясь за медицинской помощью, каждый несёт материальную ответственность в том объёме, который устанавливает община, регулируя отношения между пациентами и медицинскими работниками.
Государство и ТО устанавливают лишь общие «правила игры» и обеспечивают любому члену общины гарантированную возможность получить всю необходимую в данный момент медицинскую помощь, а также возможность заниматься общепринятыми методиками укрепления здоровья и профилактикой.
Этот принцип кардинально отличается от принципа социальной справедливости, используемого системой медицинского страхования (системами больничных касс и т.д.), когда здоровый платит за больного, работающий – за неработающего, богатый – за бедного.
— отказ от страховых принципов организации системы здравоохранения и принципа «единого Заказчика»;
— двухуровневая система оказания медицинской помощи: амбулаторно-поликлиническая помощь (врач-генералист/доверенный врач/семейный врач) (далее – «семейный» врач) – консультационно-стационарная и специализированная медицинская помощь (врачи-специалисты) (территориальная община/вышестоящая община);
— неконкурентная, содружественная, построенная на единых принципах организации работа частных и государственных медицинских учреждений общины, нацеленная на максимально-положительный результат в лечении и профилактике здоровья её граждан;
Составляющие SOS- системы:
- Законодательный орган – Центральный медицинский комитет (ЦМК)
Создание ЦМК должно осуществляться под патронатом Министерства финансов или Министерства экономики. Цель ЦМК:
— в процессе создания SOS-системы здравоохранения передать основные финансовые и управленческие функции на уровень ТО (в лице ТМК).
— создавать и ежегодно дополнять, изменять балльный тарификатор Украины (БТ) (свод социальных медицинских услуг, подлежащих сооплате).
2. Регулирующий орган – территориальный медицинский комитет (ТМК), непосредственно занимающийся организацией и оказанием всей медицинской помощи гражданам ТО.
ТМК будет отвечать за уровень, качество, объём оказания медицинской помощи тем гражданам, которые выберут SOS-систему как систему получения всей необходимой им медицинской помощи.
ТМК по своим обязанностям, функциям и полномочиям является как бы «мини-Министерством здравоохранения общины» и будет работать на основании Законов Украины и Положения о медицинском комитете, утверждённом руководством ТО.
Каждая община (в лице ТМК) будет самостоятельно определять (перечислены лишь некоторые функции):
— доходную часть бюджета здравоохранения общины на основе работы SOS-системы (прежде всего, подоходного налога медицинских работников Проекта), и на его основании – расходную часть (зарегистрировавшихся пациентов, согласных на установленную ТМК сооплату);
— согласовывает стоимость балла медицинской помощи с ОМУ ТО, медицинскими учреждениями и работодателями ТО на будущий год и выходит с предложением об его утверждении на сессию соответствующего исполкома ТО (регулирующая роль общины в отношении рынка медицинских услуг).
— заключает «стандартный» договор с ОМУ ТО;
— использует в работе единый «бальный тарификатор» медицинских услуг как социальный заказ государства. Используется для расчётов между потребителями медицинских услуг и их производителями/лечебными учреждениями, независимо от формы их организации и вида собственности;
— создаёт реестр врачей и медсестёр ТО с указанием специализации, квалификации, категории, места работы;
— создаёт реестр всего имеющегося медицинского оборудования в лечебных учреждениях ТО всех форм собственности и их загруженность (используется/не используется и в каких объёмах). Это осуществляется в заявительном порядке от руководителей лечебных учреждений (прежде всего, муниципальной формы собственности);
— выступает перед руководством общины с инициативой о размере дотаций (размере сооплат/стоимости балла медицинской помощи), а также о пропорциях в дотациях текущих медицинских затрат зависимым лицам (иждивенцам, пенсионерам, детям и т.д.) в стоимости балла медицинской помощи. Получает от ОМУ ТО отчёты об оказанных услугах зарегистрированных зависимых лиц и производит оплату полученных ими медицинских услуг согласно схемы сооплаты/софинансирования балла медицинской помощи;
— лицензирует и аккредитует медицинские организации, учреждения, частно-практикующих медицинских работников, в том числе использующих нетрадиционные методики лечения всех форм собственности, предоставляющие медицинские услуги на территории общины;
3. Управляющий и распорядительный орган – оператор медицинских услуг территориальной общины (ОМУ ТО), создающийся в каждой ТО/городе Украины, являющейся финансово-медицинской, клирингово-логистической компанией:
— это компания, оперирующая (без физического владения) ВСЕМИ врачебными и материальными ресурсами ТО в интересах своих пациентов, функционально превращая все лечебные учреждения ТО (независимо от формы собственности) в подразделения единого медицинского центра;
– это клиринговый центр, который производит согласованные расчёты на основе БТ между получателями и производителями медицинских услуг территориальной общины. Экономически не заинтересован в том или ином виде или объёме медицинских услугой или медикаментах, а также в услугах каких-либо конкретных лечебных учреждений ТО. Получает фиксированный процент, включённый в стоимость балла медицинской помощи, за любой вид медицинской помощи (предоставленного медикамента), полученный пациентом;
– это реестр врачей и медсестёр, имеющегося медицинского оборудования и используемых медицинских технологий в лечебных учреждениях различной формы собственности ТО (в контакте с ТМК);
– это квалифицированный посредник (в лице своих «семейных» врачей) между больными и узкими специалистами, действующий в интересах своих пациентов в качестве «квалифицированного заказчика» и «медицинского адвоката»;
– это поставщик наиболее качественных медицинских услуг ТО, исходя из субъективно определённого (пациентом) и объективно-определённого (лечащим «семейным» врачом) «медицинского состояния» пациента.
С медицинской точки зрения – это единое медицинское пространство ТО, при котором индивидуализированную «семейным» врачом медицинскую помощь пациенту будут оказывать наиболее квалифицированные в текущей проблеме пациента врачи-специалисты на лучшем (из имеющегося) медицинском оборудовании (независимо от формы организации и формы собственности), находящемся в ТО;
С экономической точки зрения – это платная медицинская помощь, построенная в соответствии с социальным заказом общества (БТ) с использованием технологии постоплаченных медицинских услуг, основанная на механизме сооплат:
а) текущей медицинской помощи;
б) создание и развитие муниципальной семейно-организованной накопительной системы оплаты будущих медицинских расходов.
Это технология использования уже имеющихся медицинских ресурсов ТО в интересах пациентов, медицинских работников и инвесторов с девизом:.
4. Исполнительные органы – лечебные учреждения ТО любой формы собственности.
Придание муниципальным и государственным медицинским учреждениям статуса юридических лиц, введение в них платных медицинских услуг на основе единого БТ медицинских услуг.
5. Контролирующий орган – медицинские врачебные ассоциации территориальных общин.