Выбрать страницу

Здравоохранение Швеции

Швеция выделяется среди других стран мира высокими экономическими и социальными достижениями. Так, средняя продолжительность жизни в государстве является одной из наибольших в мире: для женщин она составляет 84 года, для мужчин – 79; при этом наблюдается тенденция к дальнейшему ее увеличению. Это результат экологического благополучия, заботы о здоровье (популяризации здорового образа жизни, отказа от курения, занятий спортом, профилактических мероприятий), а также достижений системы здравоохранения, которая считается одной из лучших в Европе благодаря высокой эффективности лечения при умеренных капиталовложениях и контролируемых расходах.

Историческое наследие медицины Швеции
Швеция имеет богатые традиции в сфере здравоохранения, а ее ученые оставили заметный след во всемирной истории медицины. Так, анатом, ботаник и атлантолог Улоф (Олаус) Рудбек в 1652 г. сделал открытие лимфатических сосудов, однако смог опубликовать свои труды только в конце 1653 г. Таким образом, датчанин Томас Бартолин опередил его, опубликовав аналогичное исследование раньше.
Карл Линней (1707-1778) – всемирно известный шведский врач и натуралист, создатель единой системы растительного и животного мира. Суть его учения состоит в том, что он разделил природный мир на три царства: минеральное, растительное и животное, использовав четыре ранга – классы, отряды, роды и виды. Карл Линней создал метод систематизации научных названий каждого вида. Ученый охарактеризовал свыше полутора тысяч новых видов растений, а общее количество описанных им видов достигает 10 тыс.
В 1739 г. Линней принял участие в создании Королевской академии наук (в первые годы своего существования учреждение было частным) и стал первым ее председателем.
Магнус Густав Рециус – талантливый шведский ученый-гистолог, занимавшийся исследованием анатомии и гистологии нервной системы и органов чувств позвоночных животных и человека. После обучения в Упсале и Лунде был приглашен в 1877 г. на должность профессора гистологии и анатомии при Каролинском институте. Известен своими работами по антропологии, в которых описывал строение черепа представителей разных рас.
Основы современной системы здравоохранения Швеции были заложены в 1882 г. с учреждением органов областного самоуправления – ландстингов, представителей которых граждане Швеции избирают на всеобщих выборах каждые четыре года.
С 1928 г. ландстинги стали отвечать за организацию стационарной медицинской помощи, а с 1930-х гг. также за работу других медицинских служб. Первый шаг на пути к всеобщему медицинскому страхованию, покрывающему затраты на консультации врача и лекарственные средства и обеспечивающему выплату пособий на лечение, был сделан в 1946 г. с принятием государственного закона о медицинском страховании. С 1970 г. амбулаторные службы при государственных больницах перешли в ведение ландстингов, а в 1980-е гг. последним были постепенно переданы полномочия по планированию в сфере здравоохранения.

Организация современной системы здравоохранения
В отличие от большинства стран Европы, здравоохранение в Швеции является на 95% государственным. Вся его система характеризуется большой степенью децентрализации. Государство выполняет регулирующую функцию, которая заключается в формировании общей стратегии и принципов построения медицинского обслуживания, принятии законов, осуществлении контроля и регулировании работы местных органов власти в этой сфере.
Главный консультативный и контролирующий орган – Государственный совет по здравоохранению и социальному обеспечению, под надзором которого находятся все медицинские работники.
Помимо Министерства здравоохранения и Государственного совета, действует еще ряд центральных органов управления здравоохранением: Управление по лекарственным средствам следит за качеством, использованием и экономической эффективностью лекарственных средств; Государственный институт общественного здоровья отвечает за профилактику и укрепление здоровья населения; Государственная фармацевтическая корпорация Apoteket AB, в ведомстве которой находятся все аптеки, снабжает лекарственными средствами всю страну; Государственный совет по социальному страхованию обеспечивает общедоступность и качество медицинского страхования, выплату страховых пособий и компенсаций; Ассоциация муниципалитетов и ландстингов представляет интересы региональных органов власти на центральном уровне.
Ландстинги имеют большую свободу в планировании и осуществлении работы в сфере здравоохранения, поэтому в разных регионах страны организация медицинского обеспечения может значительно отличаться. Территория ландстинга разделена на несколько районов, в каждом из которых находится одна больница и несколько учреждений первичного медицинского обслуживания. Районы, в свою очередь, разделены на участки первичного медицинского обслуживания.
Кроме того, существуют 290 муниципалитетов, которые ответственны за определенные аспекты в здравоохранении: обслуживание престарелых на дому; оказание медицинской помощи пациентам, проживающим в специально оборудованных квартирах; людям с физическими или психическими недостатками, а также обеспечение медицинской помощи в школах.

Финансирование отрасли
Общие затраты на здравоохранение Швеции составляют 8,4% валового внутреннего продукта. Здравоохранение финансируется из трех источников: налоги (центральные, региональные и местные), государственная система страхования и частные средства (платные медицинские услуги и частное медицинское страхование). Три четверти этих расходов финансируют ландстинги за счет региональных налогов (средняя налоговая ставка – 11%); еще около 17% доходов ландстингов составляют различные государственные субсидии, размер которых зависит от численности населения с учетом возраста, пола, семейного положения, рода занятий, уровня доходов, условий проживания и других медико-социальных показателей.
Стоимость платных амбулаторных услуг каждый ландстинг определяет самостоятельно; в то же время государство установило предельный уровень расходов на одного человека в год (99 евро без учета стационарного лечения), при превышении которого все затраты компенсируются за счет страховки. Стоимость стационарного лечения в среднем составляет 8,5 евро в день, при этом для пожилых и малообеспеченных граждан предусмотрены льготы, а детям и подросткам до 18 лет лечение предоставляется бесплатно. Пациент оплачивает только 23% от стоимости назначенных лекарств (предельный уровень затрат на них устанавливается государственной фармацевтической корпорацией Apoteket AB). Все стоматологические услуги лицам в возрасте до 19 лет включительно оказываются бесплатно.
Большинство ландстингов работают по схеме «заказчик–поставщик»: эти органы самоуправления заключают договор с медицинским учреждением о компенсации расходов, однако отдельные услуги они могут покупать в частных медицинских учреждениях на конкурсной основе.
В государственных медицинских учреждениях врачи получают ежемесячную заработную плату по договору с ландстингами; предусмотрены различные компенсации за сверхурочную работу и увеличенное количество обслуживаемых больных.

Доступность лечения
В основу закона о здравоохранении положен принцип всеобщей доступности медицинской помощи всем гражданам Швеции на равных условиях. Принятый в 1982 г. закон о здравоохранении расширил полномочия ландстингов по организации и финансированию здравоохранения и обязал их планировать медицинское обслуживание на основе потребностей населения.
Первичную медицинскую помощь можно получить в поликлиниках (центрах здоровья), 25% из которых являются частными, но работают в сотрудничестве с ландстингами. Кроме того, оказание этого вида помощи обеспечивают частные специалисты, окружные сестринские клиники, центры материнства и детства.
В Швеции насчитывается 60 больниц с отделениями неотложной помощи, работающими круглосуточно, 8 из них – региональные клиники с узкоспециализированными видами лечения, в которых проводится значительная часть научных исследований.
В отличие от большинства стран в Швеции пациенты могут сами обращаться за медицинской помощью к специалистам узкого профиля, минуя врача первичного звена, что позволяет значительно сократить время на лечение. Все пациенты могут свободно выбирать лечащего врача и клинику в пределах своего ландстинга. В случаях, когда необходима медицинская помощь в другом регионе страны, требуется получить направление.
Долгое время одним из слабых звеньев шведской системы здравоохранения являлись большие очереди на проведение определенного лечения. Так, лечения катаракты или замены тазобедренного сустава пациент мог ждать до 3 мес. Чтобы решить эту проблему, в 1997 г. было установлено определенное время ожидания тех или иных видов медицинской помощи – как первичной, так и специализированной; по истечении этого срока медицинская помощь должна быть предоставлена на территории другого ландстинга, при этом компенсируются расходы на дорогу.
Социальное обеспечение, уход за престарелыми, инвалидами и больными с психическими расстройствами входят в обязанности муниципалитетов, в ведение которых с 1992 г. перешли дома для престарелых и инвалидов. Примерно половина муниципалитетов получает дотации от ландстингов на развитие системы домашнего ухода. Благодаря дотациям больной оплачивает только часть стоимости услуг, которая обычно зависит от уровня его дохода.

Перспективы системы здравоохранения
До недавнего времени основным направлением шведской медицины был именно лечебный процесс. Однако в последние годы с учетом общемировых тенденций все большую популярность приобретает профилактическая медицина. Частное здравоохранение еще недостаточно популярно в Швеции, тем не менее имеет определенные перспективы, поскольку обеспеченность населения специалистами государственной медицинской службы все еще не на должном уровне.
Традиционно Швеция внедряет в сферу здравоохраненения инновационные средства и технологии. Так, она стала одной из стран-основательниц телемедицины, а в настоящее время совершенствует систему компьютерной базы данных для врачей и пациентов.
Научными приоритетами в стране являются организация службы здравоохранения, оценка медицинских технологий, эпидемиология, наркология, первичная медицинская помощь, защита окружающей среды, неврология, микробиология, инфекционные заболевания (в том числе СПИД), клеточная биология, кардиология и гематология, молекулярная биология, гастроэнтерология, эндокринология, фармакология и токсикология, заболевания репродуктивных органов.

Современный этап научных исследований
За осуществление и финансирование научных исследований в области медицины в Швеции отвечает правительственная организация – Совет медицинских исследований. Консультативную и координирующую помощь правительства по вопросам формирования национальной политики в области науки предоставляет Шведская королевская академия наук. Большинство фундаментальных и клинических исследований проводится в университетах, Каролинском институте и профильных научно-исследовательских институтах. Медицинский факультет Каролинского института отвечает за ежегодное присуждение Нобелевской премии в области физиологии и медицины.
Нобелевская премия была учреждена в 1895 г. согласно завещанию ученого и мецената Альфреда Нобеля за выдающиеся достижения в пяти номинациях (литература, физика, химия, физиология и медицина), а также за содействие установлению мира во всем мире. С 1969 г. по инициативе Шведского банка присуждаются также премии и в экономике.
В соответствии с завещанием Нобеля, премии должны были присуждаться за открытия, изобретения и достижения, сделанные в год присуждения. Это положение де-факто не соблюдается: так, за открытие вируса иммунодефицита человека премия по медицине присуждена только в 2008 г. Премия не присуждается совместно более чем трем лицам за одно открытие и может быть присуждена посмертно только в том случае, если претендент был жив в момент объявления о присуждении ему премии (обычно в октябре), но умер до 10 декабря текущего года.
Церемония вручения Нобелевской премии проходит в г. Стокгольме, в зале городской ратуши (кроме премии мира, которую вручают в столице Норвегии – г. Осло).

Подготовила Татьяна Канцидайло

статья размещена в номере 3 за февраль 2009 года, на стр. 14

в�» ���� �раны. Они контролируют доступ к большинству специалистов узкого профиля, больничному уходу, диагностическим процедурам и рецептурным лекарствам. Выбор семейного врача осуществляется пациентом самостоятельно, его можно менять, хотя ввиду большой загруженности врач может регулировать количество обслуживаемых семей и отказаться от ведения новых пациентов.
Большинство врачей имеют частную практику и пользуются высокой степенью автономии. Некоторые специалисты работают в больницах или местных оздоровительных центрах на контрактной основе. Частно практикующим медикам государство оплачивает услуги в зависимости от оказанной помощи, причем плату такие врачи получают непосредственно из бюджета провинции или территории. Терапевты, не имеющие частной практики, получают либо установленный оклад, либо плату в соответствии с количеством оказанных медицинских услуг.
Во время визита к своему семейному врачу или в клинику по собственному выбору канадцы предъявляют карточку медицинского страхования (Health Card), которая есть у каждого легального жителя страны.
В Канаде существует развитая и хорошо организованная система больниц – как многопрофильных, так и специализированных. Кроме того, создана широкая сеть медицинских центров, сочетающих лечебную и профилактическую работу с обучением населения основам здорового образа жизни. Эти учреждения имеют бюджетное финансирование в рамках различных программ. Более 95% всех канадских больниц работают по принципу некоммерческих частных организаций, управляемых местным советом директоров, организациями добровольцев или муниципалитетами. Стоматологическая служба работает отдельно от всей системы здравоохранения, кроме тех случаев, когда необходима неотложная помощь хирурга-стоматолога. Аптеки также являются независимыми от государства организациями.

Особенности финансирования здравоохранения
Канадскую систему здравоохранения часто называют бесплатной. На самом деле согласно канадскому закону о здравоохранении (Canada Health Act) гарантии бесплатного медицинского обслуживания распространяются только на застрахованные виды услуг, при этом многие услуги государственной страховкой не охвачены или охвачены частично. Например, некоторые провинции не включают в страхование услуги физиотерапии, а также ряд лекарств. Медицинское обслуживание финансируется через общее налогообложение (федеральный, региональный, подоходный налоги граждан и налоги, выплачиваемые предприятиями), страховые взносы и оплату наличными.
В среднем ежегодный вклад каждого канадца в систему здравоохранения составляет около 2,5 тыс. долларов. Некоторые провинции для финансирования отрасли используют дополнительные источники (налог с продаж, лотереи и добровольные пожертвования). В 2005 г. в Канаде на здравоохранение из бюджета было выделено 148 млрд долларов. Содержание больниц и закупка медикаментов являются самыми крупными статьями расходов в здравоохранении страны. Около 70% всех расходов финансируется за счет государства, из них почти 30% – за счет поступлений от налогов, выплачиваемых частными лицами. Дополнительная страховка, приобретаемая гражданами, покрывает расходы на пребывание в отдельной палате, лекарства, стоматологические услуги и ряд других расходов.
Программы медицинского страхования населения обеспечивают бесплатное обслуживание в больницах, включая услуги врачей и медсестер (диагностику, лечение, хирургические операции). Косметология, уход за роженицами, питание в стационарах оплачиваются пациентами самостоятельно.
Страховые программы действуют во всех провинциях Канады, обеспечивая свободный доступ к медицинским услугам независимо от места оплаты налогов, за исключением Квебека. В этой провинции граждане, не являющиеся ее жителями, полностью оплачивают медицинские услуги, хотя по возвращению в «свою» провинцию затраты застрахованному возмещаются.
Провинции и территории обеспечивают медицинским обслуживанием ту часть населения, которая нуждается в дополнительных медицинских услугах – людей пожилого возраста, детей, безработных, психически больных. Среди таких услуг стоит назвать следующие:
– практическая помощь инвалидам, людям пожилого возраста и др.;
– предоставление некоторых бесплатных лекарств;
– стоматологическая помощь;
– услуги офтальмолога;
– различные приспособления для инвалидов (протезы, кресла-каталки) и т. д.
При отсутствии страхового полиса предоставление медицинских услуг в Канаде – весьма дорогое удовольствие, практически недоступное для среднестатистического жителя страны.

Медсестринская служба
Медсестры в Канаде работают в составе мультидисциплинарных команд, оказывая помощь пациентам в соответствии с планом сестринского ухода и назначениями врача. Сестринская практика включает ряд взаимосвязанных сфер деятельности:
– непосредственную помощь пациентам;
– работу в области образования;
– администрирование;
– разработку сестринской политики и научные сестринские исследования.
Основой сестринской практики является непосредственная помощь пациенту. Однако независимо от принадлежности к той или иной сфере деятельности все медсестры руководствуются утвержденными стандартами сестринской практики.

Проблемы и перспективы медицинской отрасли государства
Одной из основных проблем канадской системы здравоохранения являются большие очереди и длительное время в ожидании получения медицинской помощи. Это особо актуально в ситуациях, когда пациенты вынуждены ждать, несмотря на наличие острой боли (например, в случае необходимости операции на бедре или колене) или в особо тяжелом состоянии (при ожидании онкологической операции, радио- или химиотерапии). Поскольку семейные врачи работают, как правило, автономно, не существует организации, в которую можно было бы обращаться 24 часа в сутки, 7 дней в неделю за консультацией к нужному врачу. Как следствие – чрезмерная загруженность кабинетов экстренной помощи при больницах, а также дополнительные траты при обращении в коммерческие клиники, принимающие без записи в вечерние часы. В стране предполагается проведение реформ, направленных на создание групп врачей первичной медицинской помощи с удлиненным рабочим днем. В них должны быть специалисты разного профиля – медсестры, врачи-терапевты и узкие специалисты. Формы оплаты труда могут варьировать – от фиксированного оклада до оплаты в зависимости от числа пациентов, а не количества оказанных услуг.

Подготовила Татьяна Канцидайло

 

статья размещена в номере 6 журнала «Здоровье Украины» за март 2009 года, на стр. 41