Здравоохранение Германии
Общие сведения
Здравоохранение Германии основывается на хорошо структурированной системе медицинского страхования, состоящей из государственного обязательного страхования (Gesetzliche Krankenversicherung) и частных страховых фондов (Private Krankenversicherung). Государственное обязательное страхование (ГОС) охватывает приблизительно 89% населения, в то время как частную страховку имеют около 9% немцев. Оставшиеся 2% – это представители профессий, подлежащих особому виду страхования, либо лица, вообще не имеющие страховки.
Система здравоохранения Германии построена на принципах солидарности, равного доступа и самоуправления. Последний из этих принципов реализуется на федеральном уровне посредством Книги социальных законов, государство создает инфраструктуру нормативно-правовых актов и услуг, в рамках которых действуют местные представители (лечебные фонды, ассоциации врачей и ассоциации лечебно-профилактических учреждений). Из этого следует, что правительство не принимает непосредственного участия в организации медицинской помощи, но контролирует соответствие действий лечебных фондов и других организаций действующему законодательству, то есть Книге социальных законов. Что же касается мониторинга больничной инфраструктуры, то он проводится местными властями административно-территориальных единиц (земель).
Важно отметить, что Германия имеет один из наиболее высоких уровней расходов на здравоохранение в мире. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, на оказание медицинской помощи населению эта страна в 2001 году потратила 222 миллиарда евро ($251 миллиард), что составляет около 10,7% ВВП. Более того, в последние несколько лет наблюдается стабильная тенденция к увеличению этой суммы. Причинами возрастающей стоимости здравоохранения большинство аналитиков считают несколько основных факторов. Во-первых, это старение популяции, что приводит к повышенным экономическим нагрузкам на трудоспособное население, увеличению количества хронических патологий, требующих длительного, а значит, и дорогостоящего лечения, и повышению частоты одновременного поражения нескольких органов и систем. Во-вторых, несмотря на высокий уровень экономического развития, среди немцев достаточно много безработных, а поскольку только работающее население делает взносы в лечебные фонды, это негативно сказывается на бюджете последних. Не менее важным фактором сейчас принято считать и спрос на новые медикаменты и технологии. Несмотря на то что в Европе по сравнению с Соединенными Штатами Америки здравоохранение менее прибыльная индустрия, даже здесь рыночная экономика взяла свое, и вездесущая реклама, обещающая панацею в виде того или иного новшества, заставляет тратить немалые суммы не только отдельных граждан, но и государство в целом. С каждым годом утверждаются все новые и новые клинические рекомендации, несущие в себе совершенство медицинского оборудования и препаратов, стоимость которых на уровне страны исчисляется многими миллиардами.
В последнее время организаторы здравоохранения во всем мире стали уделять больше внимания слаженности работы амбулаторных и госпитальных звеньев цепи оказания медицинской помощи. По данным немецких источников, возрастание затрат на организацию лечения в значительной степени связано с плохой координацией действий стационарных и амбулаторных учреждений. Последним в списке факторов, оказывающих наибольшее влияние на увеличение стоимости здравоохранения, стоит недостаток конкуренции между лечебно-профилактическими учреждениями.
Принципы медицинского страхования
Как уже было сказано, большинство немцев полагаются на ГОС. В 2006 году 86,4% населения имели только этот страховой полис. Система финансирования фондов ГОС построена таким образом, что сотрудники, как и работодатели, обязаны делать взносы, составившие в 2006 году 13,3% от общего дохода. Правительство же берет на себя обязательство покрывать стоимость медицинского страхования безработных, пожилых граждан, детей, государственных служащих и неработающих супругов. Согласно действующим законам право на выбор частной медицинской страховки вместо ГОС в Германии имеют предприниматели и лица с ежегодным доходом более 47 250 евро. Примечательно, что количество граждан, обслуживаемых частными страховыми компаниями, стабильно растет, и сейчас около 7,9 миллионов немцев (9,3% населения) не зависят от ГОС. Помимо этого, нередко встречаются случаи, когда частная страховка используется в качестве дополнения государственной. Подобная ситуация обусловлена преимуществами коммерческого страхования.
Системой государственного обязательного страхования управляют фонды ГОС (gesetzliche Krankenkassen), и начиная с 1993 года каждый обладатель обязательного страхового полиса может свободно выбирать и при желании ежегодно менять фонд медицинского страхования. Из-за возрастающей конкуренции количество подобных фондов значительно уменьшилось, особенно за последние несколько лет. В январе 1994 года в Германии было зарегистрировано 1146, а в январе 2004-го – только 287 таких организаций, которые можно разделить на следующие категории:
• 17 локальных медицинских страховых фондов;
• 10 профсоюзных фондов;
• 229 отраслевых фондов;
• 19 фондов медицинского страхования для сотрудников больших компаний;
• 10 аграрных фондов;
• 1 морской фонд медицинского страхования;
• 1 шахтерский фонд.
Несмотря на то что приведенные выше названия указывают на профессиональную и региональную принадлежность фондов ГОС, это просто исторически сложившиеся термины, которые на сегодня уже никак не отражают род деятельности клиентов. Все эти организации сейчас стали доступными для каждого гражданина Германии, и поэтому в последнее время большую популярность приобрел «шопинг» по различным фондам в поисках более низких взносов. Как уже было упомянуто, расходы на ГОС покрываются главным образом взносами застрахованных граждан и их работодателей. Денежный эквивалент таких взносов рассчитывается как фиксированная ставка от зарплаты и разделяется поровну между сотрудником и работодателем, кроме 0,9% специальных взносов на стоматологические услуги и оплату больничного листа, которые с 1 января 2005 года должны оплачиваться только физическими лицами.
Лечебные фонды имеют право самостоятельно устанавливать стоимость страховки, которая может различаться в разных организациях. В начале 2006 года средний страховой взнос составил 13,3% от общего годового дохода. Вместе со специальным взносом на стоматологические услуги и оплату больничного листа (0,9%) вся сумма осталась равной аналогичному показателю 2004 года и составила 14,2%. Так как оплата специальных услуг осуществляется только застрахованным сотрудником, доля пациента в общей стоимости страховки составила 7,55%, а работодателя – 6,65% от величины заработной платы.
Оказание медицинской помощи
Согласно закону фонды государственного обязательного страхования должны предоставлять оплату амбулаторного, стационарного и стоматологического лечения. Пациенты имеют право самостоятельно выбирать врача общей практики, по желанию менять его или же обратиться непосредственно к специалисту. Тем не менее с 2004 года за каждую консультацию врача широкого профиля или специалиста больные должны платить 10 евро, что в принципе является только формальной оплатой, поскольку медицинские услуги государству обходятся в несколько десятков раз дороже.
Что же касается лечебно-профилактических учреждений, которые оказывают услуги застрахованному населению, то в этой сфере есть определенные ограничения. Прежде всего, следует отметить, что обладатели страхового полиса ГОС имеют право на оплату лечения только в больницах, одобренных фондом ГОС, а вопрос о стационарном лечении решается направляющим на госпитализацию врачем-терапевтом или специалистом. Финансирование пребывания в больнице осуществляется в зависимости от установленного диагноза.
Частное медицинское страхование
Полное медицинское страхование в частной компании доступно тем, кто не является обладателем полиса ГОС, то есть населению с доходами, превышающими установленный уровень, частным предпринимателям и государственным служащим. На данный момент в Германии работает 50 частных организаций, предлагающих медицинское страхование с различными диапазонами покрываемых затрат – от самых элементарных до полной оплаты всех медицинских услуг.
Кроме того, обладатели государственных страховых полисов могут приобрести дополнительную частную страховку, позволяющую получать услуги, не вошедшие в стандартный перечень ГОС (например, пребывание в индивидуальной или 2-местной палате, консультации научных сотрудников, дополнительные взносы за назначаемые препараты). Примечательно, что около 20% населения, застрахованного ГОС, имеет дополнительную частную страховку в том или ином виде.
В отличие от ГОС, в частной компании взносы зависят от степени риска, возраста, пола и состояния здоровья претендента на получение страхового полиса. К тому же частная страховая организация имеет право вообще отказаться от оказания услуг или может радикально изменять условия для лиц с определенными демографическими данными. Важно отметить, что пациенты, перешедшие на частное медицинское страхование, до конца жизни не имеют права вернуться к ГОС. Все же есть некоторые исключения, касающиеся граждан младше 56 лет в случае потери работы или более пожилых, если уровень их доходов снизился до уровня, не позволяющего оплачивать медицинское страхование в негосударственных организациях. Немаловажное значение имеет и то, что обладатели частных страховых полисов должны делать дополнительные взносы за супругов и детей. К тому же оплата медицинских услуг осуществляется самим пациентом, и только потом больной может получить компенсацию от страхового агента.
Лечебные учреждения
Система лечебно-профилактических учреждений Германии считается одной из лучших в мире и характеризуется широким применением инновационных технологий и медицинских манипуляций. Все существующие в стране больницы можно разделить на следующие категории: общественные, благотворительные и частные. Последние обычно представляют собой небольшие клиники, управляемые по всем принципам коммерческих предприятий. Благотворительные госпитали финансируются некоммерческими организациями, такими как Красный крест, или же из церковных бюджетов. Все пациенты, независимо от вида страхования, имеют право выбора между общественными, благотворительными и частными больницами в своем регионе, если эти учреждения были одобрены фондом ГОС. В 2001 году 54% всех медицинских коек, предназначенных для пациентов с острыми патологиями, находились в общественных госпиталях, 38% – в благотворительных и еще 8% – в частных клиниках. Следует также отметить, что в обычных больницах почти всегда выделяется некоторое количество коек для пациентов с частными страховками.
Оказание медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях осуществляется по принципу полного или частичного стационара, а также в виде догоспитализационного или послегоспитализационного лечения. В случае, когда амбулаторное лечение не приносит удовлетворительных результатов, каждый пациент, имеющий страховой полис Национального больничного фонда, может рассчитывать на стационарное лечение в авторизированном госпитале. Все больные как с государственной, так и с частной страховкой должны иметь направление для лечения в стационаре, хотя это скорее формальность, чем реальная необходимость. Интересно, что госпитализация в отделение неотложной помощи может проводиться даже врачом, не работающим в данном учреждении. Подобным образом сотрудники одной больницы имеют право госпитализировать пациента в другое лечебное учреждение.
Еще в начале 90-х годов минувшего столетия прилагались значительные усилия для увеличения относительного объема оказываемой амбулаторной помощи, которая в основном осуществляется самостоятельными врачами и стоматологами, практикующими в рамках системы ГОС. Они работают на независимой основе и обычно практикуют в собственных кабинетах. Большинство таких докторов по контракту с Региональной ассоциацией врачей выполняет функции так называемых врачей страхкассы. Все они являются членами 23 Региональных ассоциаций, через которые и получают заработную плату. Почти все доктора оказывают медицинские услуги пациентам с обоими видами страхования, а медицинские карточки находятся у наиболее часто посещаемого специалиста.
Для оплаты услуг врача пациенты с государственной страховкой используют электронную карточку, которая считывается в специальном устройстве, и затем через Региональную ассоциацию доктор подает запрос в лечебный фонд. С позиции пациента это не сложнее, чем рассчитаться в магазине обычной платежной картой. Стоимость выписываемых препаратов, зарегистрированных врачом на конкретный номер страховки, отправляется непосредственно в фонд. Таким образом создается интегрированная система оплаты, регистрации и контроля медицинских манипуляций и приема препаратов, требующая минимальных усилий как врача, так и пациента.
Оплата работы врачей
Пожалуй, одним из наиболее интересных для читателя моментов будет способ определения заработной платы врача в Германии. Работа медицинских сотрудников первичного звена оплачивается соответственно количеству оказанных услуг, но условия могут изменяться в зависимости от договоренности между региональным фондом и ассоциацией врачей.
Доктора, практикующие в рамках программы ГОС, получают финансовое вознаграждение за количество баллов, которое и определяет долю каждого врача от общей суммы, переводимой на счет Региональной ассоциации лечебным фондом один раз в квартал. Система начисления баллов может отличаться в разных административных округах. Типичным примером такого принципа оценки объема манипуляций могут быть следующие величины: 6 баллов за анализ крови и 4 балла за установление диагноза и назначение фармакологического лечения. На первый взгляд кажется нетипичным то, что выполнение элементарного лабораторного исследования стоит больше, чем определение нозологической формы заболевания и выбор терапевтической тактики. Дело в том, что специалист, назначивший конкретное исследование, должен заплатить за него организации, в которую он обратился, а стоимость подобных услуг весьма велика. Таким образом, выходит, что львиная доля финансового эквивалента баллов, полученных за анализ крови, достается вовсе не врачу.
Региональные ассоциации врачей должны распределить сумму накопившихся за квартал баллов сначала между лечебными фондами, чтобы получить плату за оказанные услуги, а затем уже эти деньги отправляются на счета докторов. До 1 июля 2003 года расчет производился таким образом: пока не были проведены все вышеописанные операции, медицинские сотрудники не знали точно, сколько денег они получат за один балл.
По новой системе оплаты, которая называется EBM 2000 plus, врачи смогут получать финансовое вознаграждение за количество баллов, не превышающее установленный уровень, но будут точно знать денежный эквивалент одного балла. Изначально запланированное на январь 2003 года, это нововведение претерпело несколько изменений и из-за формальных неточностей вступило в силу только в начале 2005 г.
По системе EBM 2000 plus, как и раньше, лечебные фонды будут выделять определенную сумму Региональным ассоциациям. Тем не менее в отличие от предыдущей схемы, вместо того чтобы позволить врачам самостоятельно решать, за какое количество баллов они будут получать зарплату, и в зависимости от этого определять стоимость одного балла, новая методика предусматривает фиксированную стоимость балла и количество баллов, подлежащих оплате. Доктора, накопившие больше баллов, не будут получать дополнительной оплаты. Подобное решение оправдывается тем, что за последние несколько лет большое распространение получила практика завышения медицинскими сотрудниками количества реально заработанных баллов с целью получения большей доли от средств, выделенных лечебными фондами.
Хотя большинство врачей получает зарплату из бюджета Региональных ассоциаций, есть и незначительное количество докторов, работающих независимо от лечебных фондов. Они принимают оплату наличными и не имеют других источников доходов. Характерным примером такого решения могут быть старшие медицинские сотрудники, работающие по контракту с клиникой реконструктивной хирургии или спортивным центром. Кроме того, крайне редко бывают случаи, когда специалисты работают независимо от ГОС и больниц, а плату за услуги устанавливают за визит больного (начиная с консультации). Тем не менее даже пациенты, лечащиеся подобным образом, имеют право предоставить лечебному фонду квитанцию об оплате и претендовать на возмещение потраченных средств.
Реформирование здравоохранения
Несмотря на то что система здравоохранения Германии по праву считается одной из лучших в мире, существуют определенные недостатки, которые связаны в первую очередь с увеличением стоимости медицинских услуг и фармацевтических препаратов. Для решения этих проблем был принят Акт о реформировании здравоохранения (АРЗ), который вступил в силу 1 января 2004 года. Предусмотренные им методы уже в 2004 году привели к снижению общих медицинских затрат на 9,9 миллиардов евро, а в этом году должны уменьшить стоимость здравоохранения на 23 миллиарда евро. Общие положения АРЗ можно охарактеризовать несколькими основными нововведениями.
• Создание Института качества и экономической эффективности здравоохранения (ИКЭЗ, Institut fur Qualitat und Wirtschaftlichkeit im Gesundheitswesen, IQWiG), который выполняет анализ терапевтического воздействия препаратов (а не определяет соотношение цена/качество, как ранее планировалось) и создает клинические рекомендации по лечению конкретных заболеваний. К тому же, это учреждение занимается исследованием, описанием и оценкой современной медицинской науки и медицинских вмешательств при определенных патологиях; публикует научные работы и отчеты по вопросам качества и финансовой рациональности услуг, предоставляемых системой ГОС, с учетом особенных факторов, связанных с возрастом, полом пациентов и другими обстоятельствами. ИКЭЗ также отвечает за предоставление населению общей информации об эффективности и качестве работы системы здравоохранения.
• Дополнительные платежи: введение 10% дополнительных платежей за лекарственные средства (минимум 5 и максимум 10 евро за упаковку); повышение платы за пребывание в стационаре с 9 евро в день на протяжении максимум 14 дней до 10 евро в день за период до 28 дней; назначение фиксированной ставки 10 евро за каждую амбулаторную консультацию врача общей практики или специалиста (кроме случаев направления на консультацию терапевтом), а также за обращение в отделение неотложной помощи. Пациенты, которые всегда сначала обращаются к врачу широкого профиля и только по направлению – к специалисту, имеют право платить единый квартальный взнос в размере 10 евро. Больные младше 18 лет освобождаются от всех дополнительных платежей. По предварительным подсчетам подобные нововведения позволят ежегодно экономить около 3,3 миллиардов евро.
• Предоставление больницам права в определенных случаях оказывать амбулаторные услуги. К таким ситуациям относятся необходимость высокоспециализированных медицинских услуг, уход за больными с редкими заболеваниями и патологиями с особым течением. Практическое применение подобное нововведение найдет в сфере лечения онкологических состояний, острой ревматической лихорадки, ВИЧ/СПИДа, гемофилии, рассеянного склероза, судорожных состояний и выраженной сердечной недостаточности.
• Введение нового типа электронной карточки пациента с 1 января 2006 года. Каждая из 80 миллионов карточек, выданных всем гражданам Германии, содержит фотографию хозяина и административную информацию, а также (на первых порах по желанию) медицинские данные пациента, что поможет избежать повторного проведения одних и тех же исследований и улучшит сотрудничество между больницами, врачами и другими медицинскими сотрудниками. Более того, в дальнейшем запланировано введение электронной формы рецептов, записываемых на карточку пациента, что, по мнению экспертов, приведет к повышению эффективности системы и, следовательно, к ежегодной экономии около 1 миллиарда евро. В целом новые технологии позволят объединить 350 тысяч врачей, 22 тысячи провизоров, 2 тысячи больниц, 300 лечебных фондов и 700 миллионов рецептов в единую интегральную структуру.
• Последипломное образование: для повышения стандартов оказания медицинских услуг все врачи, сотрудничающие с ГОС, должны работать по системе постоянного медицинского образования. Доктора, отказавшиеся проходить курсы повышения квалификации, будут обязаны заплатить штраф, а в некоторых случаях могут быть лишены лицензии. Определение типа обучения и академических баз должно проводиться Региональными ассоциациями.
Компенсация стоимости фармацевтических препаратов
Помимо вышеописанных нововведений, Акт о реформировании здравоохранения предусматривает некоторые изменения и в фармацевтическом секторе.
Расширение списка компенсируемых препаратов. Еще в 1989 году в Германии впервые была разработана концепция фиксированной стоимости фармацевтических препаратов, которая предусматривала определение максимальной суммы, возвращаемой пациентам фондами ГОС за препарат, входящий в список компенсируемых. Если лекарственное средство было куплено дороже фиксированной стоимости, то разница оплачивается самим пациентом. В 1996 году правительство прекратило установление фиксированной стоимости для всех запатентованных медикаментов, зарегистрированных в Германии после 31 декабря 1995 года. Само собой разумеется, что такое решение всячески приветствовалось фармацевтической промышленностью. Тем не менее в 2004 году Акт о реформировании здравоохранения возобновил определение фиксированной стоимости для препаратов, появившихся на рынке с 1996 года. Единственными лекарственными средствами, освобожденными от фиксированной стоимости, считаются те, которые обладают значительными терапевтическими преимуществами над существующими аналогами. Министр здравоохранения Германии Улла Шмидт следующим образом прокомментировала такое решение: «Система здравоохранения больше не может позволить себе возвращать деньги за дорогостоящие новинки, от которых мало толку. Теперь запатентованные препараты, не характеризующиеся значительным повышением терапевтического эффекта, будут занесены в список фиксированной стоимости».
Цены на безрецептурные препараты
До 31 декабря 2003 года лекарственные средства в государственных аптеках Германии продавались по одной цене. На сегодняшний день АРЗ предоставил провизорам возможность самостоятельно определять стоимость медикаментов. Ожидается, что это нововведение вызовет конкуренцию между аптеками и таким образом снизит цены.
С целью уменьшения средней стоимости фармацевтических препаратов немецкое правительство обязывает владельцев аптек следить за тем, чтобы минимум 7% продаваемых медикаментов были параллельно импортированными и стоили на 15% или 15 евро (в зависимости от того, какая сумма меньше) дешевле. Дело в том, что проблема параллельного импортирования, которая малоизвестна в Украине, очень актуальна в западных странах. Термин «параллельное импортирование» относится к закупкам лекарственных средств в государствах, где цены на них значительно ниже, с последующим распространением в стране с высокой стоимостью аналогичных медикаментов. Подобная торговля приносит убытки производителям фармацевтической продукции, но заметно снижает цены на лекарства в развитых странах.
Отмена компенсации стоимости некоторых препаратов
С января 2004 года ГОС не возвращает средства, потраченные на покупку большинства безрецептурных препаратов, даже если они были назначены врачом. Тем не менее фонды ГОС продолжают компенсировать стоимость такого лечения детям до 12 лет, подросткам до 18 лет с пороками развития и пациентам с тяжелыми заболеваниями, при которых безрецептурные препараты являются стандартной терапией. Кроме того, ГОС не оказывает финансовую помощь в приобретении так называемых препаратов образа жизни. К этой группе относятся средства коррекции эректильной дисфункции, алопеции, аноректики и другие вещества для лечения ожирения, а также препараты для борьбы с никотиновой зависимостью.
Нововведения в фармацевтическом бизнесе
Акт о реформировании системы здравоохранения узаконил торговлю медицинскими препаратами по почтовым заказам – бизнес, который уже несколько лет успешно развивался в Германии и без юридического разрешения. Все же согласно новым постановлениям рецептурные медикаменты могут рассылаться только после получения рецепта от заказчика. Почтовые аптеки должны придерживаться таких же высоких стандартов, как и обычные. Обязательным является наличие квалифицированного персонала с медицинским или фармакологическим образованием для оказания консультаций (например, по телефону). Для того чтобы помочь покупателям решить возникающие проблемы, организации, распространяющие фармацевтические препараты по почте, должны иметь круглосуточную службу поддержи. Специально созданные комиссии осуществляют постоянный контроль над тем, чтобы медикаменты были надлежащим образом отправлены и не повреждались в процессе транспортировки. Лекарственные средства могут быть доставлены только тому, кто их заказывал, или же официальному доверенному лицу.
Как и в большинстве других европейских стран, сети аптек в Германии были запрещены. Иными словами до 31 декабря 2004 года каждый фармацевт мог владеть только одной аптекой. Акт о реформировании системы здравоохранения ослабил это ограничение, и сейчас количество аптек, находящихся в собственности одного физического или юридического лица, увеличилось до четырех, но создание больших сетей, таких как, например, в США, Великобритании и Голландии, все еще запрещено.
Система оказания медицинской помощи в Германии продолжает развиваться, и то, что сегодня описывается как последнее достижение, завтра уже станет морально устаревшим, уступая место следующим новинкам. И какими бы ни были политические и социальные условия, немецкая медицина имеет все основания на то, чтобы и дальше занимать почетное место среди лидеров мирового здравоохранения.
P.S. Редакция выражает благодарность Главе представительства компании «Берингер Ингельхайм» Э. Цернеру за помощь в подготовке материала.
Подготовил Александр Нагребецкий
статья размещена в номере 5 за март 2007 года, на стр. 16-17