Медицинский Комитет Украины
Создание Центрального (ЦМК) и медицинских комитетов территориальных общин (МК ТО), как контролирующий и регулирующий орган территориальных общин и государства за функционирующей СОС- системой здравоохранения.
Создание СОС – системы здравоохранения должно осуществляться под непосредственным патронатом Премьер-Министра Украины, либо Министерства финансов/ Министерства экономики, а не Министерства Здравоохранения.
В противном случае, будет конфликт интересов, когда «привыкшие тратить» (МинЗдрав Украины, обл- и горздравы) никогда не смогут найти «общий язык» с теми, кто пришёл «получить доход» (МК ТО).
Все лечебные учреждения, находящиеся в настоящее время в государственной и коммунальной собственности, должны получить права юридического лица с возможным сохранением или изменением (что не принципиально, так как связано со сложностями обеспечения госзаказа) существующего вида собственности.
Ближайшей целью деятельности Министерств финансов/экономики Украины (далее, Министерства) должна быть обозначена создание параллельной с существующей системой здравоохранения СОС — системы с передачей основных финансовых и управленческих функций на уровень ТО (в лице МК ТО) и изменений приоритетов финансирования с содержания существующих медицинских государственных и муниципальных учреждений на оплату получаемой гражданами Украины необходимой медицинской помощи.
В случае принятия предложенной концепции к рассмотрению, Министерства должны разработать проекты Законов Украины и проекты Постановлений Кабинета Министров по созданию СОС — системы здравоохранения Украины. В них должно быть законодательное перераспределение функций, прав и обязанностей между Министерством Здравоохранения Украины и ЦМК/МК ТО.
Должна быть проведена значительная разъяснительная работа среди населения об особенностях и преимуществах функционирования СОС — системы. Особое значение должно быть уделено параллельной работе существующей и СОС — системы здравоохранения, её плановости введения и возможностям пациентов добровольно пользоваться медицинскими услугами обеих систем.
ЦМК получает право разрабатывать и ежегодно дополнять, изменять балльный тарификатор Украины (с учётом появления новых медицинских (а, возможно, и парамедицинских) технологий/услуг, исключения неприменяемых или устаревших медицинских услуг), исполняя социальный заказ территориальных общин Украины.
Непосредственно организацией и оказанием всей медицинской помощи гражданам ТО будут заниматься МК ТО.
МК ТО будет отвечать за уровень, качество, объём оказания медицинской помощи тем гражданам, которые выберут СОС — систему как систему получения всей необходимой им медицинской помощи.
МК ТО будет по своим обязанностям, функциям и полномочиям как бы «мини-Министерством здравоохранения общины» и будет работать на основании Законов Украины и Положения о медицинском комитете, утверждённом руководством общины.
Каждая община (в лице МК ТО) (в зависимости от своих финансовых возможностей и размеров прямых дотаций из государственного бюджета) будет самостоятельно определять (перечислены лишь некоторые функции):
— формировать доходную часть бюджета здравоохранения общины, и на его основании – расходную часть;
— согласовывать стоимость балла медицинской помощи с ОМУ ТО, медицинскими учреждениями и работодателями ТО на будущий год и выходить с предложением об его утверждении на сессию соответствующего исполкома ТО (регулирующая роль общины в отношении рынка медицинских услуг).
— определять «принципы сотрудничества» с ОМУ ТО на территории общины;
— использовать в работе единый «бальный тарификатор» медицинских услуг как социальный заказ ТО и государства, используя его для расчётов между потребителями медицинских услуг и их производителями/лечебными учреждениями, независимо от формы их организации и вида собственности;
— создавать реестр врачей и медсестёр ТО с указанием специализации, квалификации, категории, места работы;
— создавать реестр всего имеющегося медицинского оборудования в лечебных учреждениях ТО всех форм собственности и их загруженность (используется/не используется и в каких объёмах). Это осуществляется в заявительном порядке от руководителей лечебных учреждений (прежде всего, муниципальной формы собственности);
— выступать перед руководством ТО с инициативой о размере дотаций (размере сооплат/стоимости балла медицинской помощи), а также о пропорциях в дотациях текущих медицинских затрат зависимым лицам (иждивенцам, пенсионерам, детям и т.д.) в стоимости балла медицинской помощи. Будет получать от ОМУ ТО отчёты об оказанных услугах зарегистрированных зависимых лиц и производить оплату полученных ими медицинских услуг согласно схемам сооплаты/софинансирования балла медицинской помощи;
— лицензировать и аккредитовать медицинские организации, учреждения, частно-практикующих медицинских работников, в том числе использующих нетрадиционные методики лечения всех форм собственности, предоставляющие медицинские услуги на территории общины;
— рассматривать жалобы и претензии граждан общины на объём, качество оказываемых медицинских услуг в рамках ОМУ ТО (как вариант – создание экспертного кабинета, рассматривающего эти вопросы и дающие экспертную оценку действиям как медиков, так и пациентов). Эти заключения могут рассматриваться в суде как доказательная база для возмещения ущерба, нанесённого здоровью пациента по вине медицинских работников;
— определять необходимость в инновациях для возможно более полного, качественного, своевременного обеспечения жителей ТО необходимым объёмом медицинской помощи с использованием последних достижений медицинской науки и техники. Эти данные будут общедоступны. При этом принципиального значения не будет иметь характер вида собственности медицинского учреждений, осуществившего инновацию в интересах общины;
— участвовать в проведении конкурсов на замещение должности главного врача (директора) государственных и муниципальных лечебных учреждений (эта функция может остаться прерогативой городского управления здравоохранением). Лечебное учреждение должно выполнять госзаказ (обязательство оказывать медицинскую помощь определённому контингенту населения, не меньше существующего на настоящее время, без принудительной оплаты при гарантированном бюджетном финансировании в оговорённых объёмах). Главный критерий работы – удовлетворённость жителей общины объёмом медицинской помощи и уровнем медицинского обслуживания, который может предоставить настоящее лечебное учреждение, а также объёмом средств, которые дополнительно поступят такому лечебному учреждению от использования имеющегося (или приобретённого) медицинского оборудования или медицинских кадров.
Главный врач муниципального медицинского учреждения (ГВ ММУ) в СОС-системе должен быть наделён более широкими полномочиями по подбору кадров, оплате их труда, организации лечебного процесса, расширении возможностей использования имеющегося оборудования и врачебных кадров, что приведёт к смешанному финансированию лечебного учреждения, а в перспективе – к уменьшению прямого бюджетного финансирования, вплоть до его прекращения (через 3–5 лет), содержа вверенное ему лечебное учреждение в рабочем состоянии, обеспечивая текущий ремонт, оплачивая коммунальные услуги и т.д.