Выбрать страницу

VI. Изменения Законодательства

Для проведения реформы системы здравоохранения необходимы (но не обязательны) изменения в действующем Законодательстве Украины.

  1. Принятие Закона «О медицинской практике/деятельности». Цель – создать законодательную возможность врачам и медсёстрам предоставлять свои профессиональные услуги гражданам общин с передачей регуляторных функций (лицензирование, аккредитация, определение потребности в услугах и т.д.) на уровень МК и налогообложением такой деятельности лишь подоходным налогом, идущим в бюджет общин.
  2. Изменения в Закон Украины о «Прибыли предприятий…», позволяющие относить затраты предприятия на медицинскую помощь сотрудникам на валовые расходы.
  3. Изменения в Закон Украины о «Налоге на добавленную стоимость…». Медицинские услуги, входящие в единый бальный тарификатор/социальный заказ государства, освобождаются от обложения НДС (независимо от структуры, их предоставившей), а не вошедшие – могут и должны быть обложены НДС.
  4. Изменения в Законодательство Украины «О местном самоуправлении…» с передачей местным органам самоуправления обязанностей, функций и ответственности по организации и оказанию медицинской помощи своим гражданам, а также контроль и ответственность за объём, качество, необходимость и достаточность такой помощи.
  5. Изменения в Законодательство о труде. Разработка и утверждение Положения о «Трудовом договоре (контракте)», содержащего обязательные пункты,  касающиеся как социальной защиты работников (за счёт работодателя – добровольное страхование на случай временной нетрудоспособности, от несчастного случая на производстве, медицинское страхование либо соучастие в оплате текущих медицинских затрат работника и пр.), так и возможностей работодателя (упрощенная форма разрыва трудового договора, в первую очередь со стороны работодателя, с необходимостью социальной защиты уволенного или временно нетрудоспособного).
  6. Изменения в Законы, регулирующие начисления на фонд заработной платы.

Для граждан должен остаться основной и единственный налог – налог на доходы – подоходный налог. Все остальные должны быть не налогами (начислениями на фонд заработной платы), а добровольными или обязательными страховыми платежами, а также обязательным пенсионным взносом в солидарную пенсионную систему.

Возможные варианты изменений:

1). Пенсионная система. Все работающие (как наёмные, так и самозанятые) должны отчислять в государственный пенсионный фонд (на солидарную государственную пенсию) единый, чётко установленный взнос, который не должен превышать 25 % дохода (заработной платы). Если доход (заработная плата) меньше, то остальную сумму доплачивает работодатель, с отнесением этой суммы на валовые расходы. Сумма единого пенсионного взноса определяется ежегодно Постановлением Кабинета Министров Украины либо Законом Верховной Рады Украины и рассчитывается исходя из реального (а не статистического) прожиточного минимума и планируемой численности пенсионеров.

Без этой меры не будет реального развития пенсионной системы и развития частных пенсионных фондов, а зарплата и иные доходы наших граждан никогда не выйдут из тени.

Сохранение существующей системы обложения фонда заработной платы ни улучшает настоящего положения нынешних пенсионеров, ни даёт возможности трудоспособным самим позаботиться о своём пенсионном будущем.

2). Государственные виды общеобязательного страхования (социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, социальное страхование по временной потере трудоспособности, общегосударственное обязательное социальное страхование на случай безработицы).

Существование этих видов обязательного страхования в рамках государства экономически абсолютно необоснованны – громоздкая бюрократическая система администрирования, штрафы, пени, отчёты, неэффективное использование полученных средств, сложности получения страховых выплат и пр.

Государство в законодательном порядке приняло на себя функции, которые проще, быстрее, эффективнее решаются при заключении трудового соглашения (контракта) работника с работодателем, с обязательствами работодателя добровольного страхования рисков, которые в настоящее время берёт на себя государство через эти Фонды – страховые компании быстрее, в полном объёме, без существенных бюрократических преград выполнят обязательства перед работником по таким рискам.

3. Изменения в Положение о Министерстве здравоохранения Украины (с изменениями согласно Указа Президента Украины от 25.04.2002 года № 379/2002), направленные на изменение его функций, прав и обязанностей, прежде всего в управлении и финансировании государственных и коммунальных лечебных учреждений, организации и оказании медицинской помощи на местах, инвестиционных программ с передачей этих функций медицинским комитетам общин.

Автор:

Назаров Михаил Евгеньевич

исполнительный директор
открытого акционерного общества
ОАО «АрхиМед»

Украина, 65014, г. Одесса, ул. Канатная, д.42/402
тел. (038) (067) 484-23-31
e-mail: naz@te.net.ua