Выбрать страницу

V. Изменение (перераспределение) функций центральных и местных органов управления здравоохранением

Министерство здравоохранения Украины (МОЗ) должно быть инициатором реформы здравоохранения, но никогда им не будет, так как необходимость отказаться от централизованного построения и управления системой здравоохранения, лицензирования и тендерных закупок никак не входит в планы чиновников МинЗдрава.

Поэтому не предусматривается участие МОЗ Украины в создании и функционировании СОС-системы.

Концепция, стратегия и тактика создания СОС-системы/реформирования системы здравоохранения (с проведением полномасштабного эксперимента) должна быть принята Кабинетом Министров Украины, а начало реформирования системы здравоохранения должно осуществляться под патронатом Министерства финансов, Министерства экономики или, непосредственно, Премьер-Министра с созданием Центрального Медицинского Комитета.

В противном случае, будет конфликт интересов, когда «привыкшие тратить» (МинЗдрав, обл- и горздравы) никогда не смогут найти «общий язык» с теми, кто пришёл  «получить доход» (МК).

Все лечебные учреждения, находящиеся в настоящее время в государственной и коммунальной собственности, должны получить права юридического лица с возможным сохранением или изменением (что не принципиально, так как связано со сложностями обеспечения госзаказа) существующего вида собственности.

Ближайшей целью деятельности Министерств финансов/экономики (далее, Министерства) должна быть обозначена реформа системы здравоохранения с передачей основных финансовых и управленческих функций на уровень ТО (в лице медицинских комитетов) и изменений приоритетов финансирования с содержания существующих медицинских государственных и муниципальных учреждений на оплату получаемой гражданами Украины необходимой медицинской помощи.

В случае принятия предложенной концепции к рассмотрению, Министерства должны разработать проекты Законов Украины и проекты Постановлений Кабинета Министров по созданию СОС-системы здравоохранения Украины. В них должно быть законодательное перераспределение функций, прав и обязанностей между Центральным Медицинским Комитетом и медицинскими комитетами территориальных общин.

Должна быть проведена значительная разъяснительная работа среди населения об особенностях и преимуществах функционирования СОС — системы. Особое значение должно быть уделено параллельной работе существующей и СОС — системы здравоохранения, её плановости введения и возможностям пациентов добровольно пользоваться медицинскими услугами обеих систем.

Государство должно принять закон и создать государственную страховую компанию, занимающуюся обязательным медицинским страхованием на случай неизлечимых или длительно текущих заболеваний (страхование жизни или лайфовое страхование). Основной её контингентмолодые и здоровые в настоящее время  люди, которые в обязательном порядке страхуются от возможных значительных финансовых проблем в более зрелом возрасте.

Центральный МК получает право разрабатывать и ежегодно дополнять, изменять балльный тарификатор Украины (с учётом появления новых медицинских (а, возможно, и парамедицинских) технологий/услуг, исключения неприменяемых или устаревших медицинских услуг), исполняя социальный заказ территориальных общин Украины.

Непосредственно организацией и оказанием всей медицинской помощи гражданам ТО будут заниматься МК общины.

МК общины в рамках Проекта будет отвечать  за уровень, качество, объём оказания медицинской помощи тем гражданам, которые выберут СОС-систему как систему получения всей необходимой им медицинской помощи.

МК общины будет по своим обязанностям, функциям и полномочиям как бы «мини-Министерством здравоохранения общины» и будет работать на основании Законов Украины и Положения о медицинском комитете, утверждённом руководством общины.

Каждая община (в лице МК) (в зависимости от своих финансовых возможностей и размеров прямых дотаций из государственного бюджета) будет самостоятельно определять (перечислены лишь некоторые функции):

—   формирует доходную часть бюджета здравоохранения общины на основе настоящего Проекта, и на его основании – расходную часть;

— согласовывает стоимость балла медицинской помощи с ОМУ ТО, медицинскими учреждениями и работодателями ТО на будущий год и выходит с предложением об его утверждении на сессию соответствующего исполкома ТО  (регулирующая роль общины в отношении рынка медицинских услуг).

— определяет «принципы сотрудничества» с ОМУ ТО на территории общины;

— использует в работе единый «бальный тарификатор» медицинских услуг как социальный заказ государства. Используется для расчётов между потребителями медицинских услуг и их производителями/лечебными учреждениями, независимо от формы их организации и вида собственности;

— создаёт реестр врачей и медсестёр ТО с указанием специализации, квалификации, категории, места работы;

— создаёт реестр всего имеющегося медицинского оборудования в лечебных учреждениях ТО всех форм собственности и их загруженность (используется/не используется и в каких объёмах). Это осуществляется в заявительном порядке от руководителей лечебных учреждений (прежде всего, муниципальной формы собственности);

— выступает перед руководством общины с инициативой о размере дотаций (размере сооплат/стоимости балла медицинской помощи), а также о пропорциях в дотациях текущих медицинских затрат зависимым лицам (иждивенцам, пенсионерам, детям и т.д.) в стоимости балла медицинской помощи. Получает от ОМУ ТО отчёты об оказанных услугах зарегистрированных зависимых лиц и производит оплату полученных ими медицинских услуг согласно схемы сооплаты/софинансирования балла медицинской помощи;

— лицензирует и аккредитует медицинские организации, учреждения, частно-практикующих медицинских работников, в том числе использующих нетрадиционные методики лечения всех форм собственности, предоставляющие медицинские услуги на территории общины;

— рассматривает жалобы и претензии граждан общины на объём, качество оказываемых медицинских услуг в рамках Проекта (как вариант – создание экспертного кабинета, рассматривающего эти вопросы и дающие экспертную оценку действиям как медиков, так и пациентов). Эти заключения могут рассматриваться в суде как доказательная база для возмещения ущерба, нанесённого здоровью пациента по вине медицинских работников;

— определяет необходимость в инновациях для возможно более полного, качественного, своевременного обеспечения жителей общины необходимым объёмом медицинской помощи с использованием последних достижений медицинской науки и техники. Эти данные будут общедоступны. При этом принципиального значения не будет иметь характер вида собственности медицинского учреждений, осуществившего инновацию в интересах общины;

— участвует в проведении конкурсов на замещение должности главного врача (директора) государственных и муниципальных лечебных учреждений (эта функция может остаться прерогативой городского управления здравоохранением). Лечебное учреждение должно выполнять госзаказ (обязательство оказывать медицинскую помощь определённому контингенту населения, не меньше существующего на настоящее время, без принудительной оплаты при гарантированном бюджетном финансировании в оговорённых объёмах). Главный критерий работы – удовлетворённость жителей общины объёмом медицинской помощи и уровнем медицинского обслуживания, который может предоставить настоящее лечебное учреждение, а также объёмом средств, которые дополнительно поступят такому лечебному учреждению от использования имеющегося (или приобретённого) медицинского оборудования или медицинских кадров.

Главный врач наделяется широкими полномочиями по подбору кадров, оплате их труда, организации лечебного процесса, расширении возможностей использования имеющегося оборудования и врачебных кадров, что приведёт к смешанному финансированию лечебного учреждения, а в перспективе – к уменьшению прямого бюджетного финансирования, вплоть до его прекращения (через 3–5 лет).

Главный врач обязан содержать вверенное ему лечебное учреждение в рабочем состоянии, обеспечивать текущий ремонт, оплачивать коммунальные услуги и т.д.

— прочие полномочия.

Автор:

Назаров Михаил Евгеньевич

исполнительный директор
открытого акционерного общества
ОАО «АрхиМед»

Украина, 65014, г. Одесса, ул. Канатная, д.42/402
тел. (038) (067) 484-23-31
e-mail: naz@te.net.ua