Выбрать страницу

Вводная часть

В настоящее время все существующие системы здравоохранения сводятся к трём экономическим моделям — условно  названные:

— «рыночной» (США);

— «государственно-бюджетной» (Франция, Великобритания, страны СНГ);

— «социально-страховой» (Германия, Канада. Япония).

Несмотря на кажущиеся существенные различия, все они в той или иной степени используют страховые принципы, перераспределяя текущие медицинские риски и затраты. Это осуществляется путём «обязывания» всего населения (в виде налогов, обязательных (добровольных) страховок, взносов в больничные кассы) оплачивать расходы на здравоохранение, обезличивая, с одной стороны, плательщика медицинских услуг, а с другой стороны — обеспечивая всех нуждающихся тем или иным объёмом текущей медицинской помощи.

Как правило, взносы (стоимость страховки, размер налогов, обязательные отчисления из заработной платы) привязаны к доходу, обязывая богатых платить за бедных, работающих – за неработающих, здоровых – за больных, молодых – за пожилых (принцип солидарности).

Это ещё позволяет (в настоящее время) собирать  необходимые денежные средства для функционирования действующих в этих странах систем здравоохранения, но не позволяет их рационально и экономно тратить, удовлетворяя потребности всех своих граждан в необходимых, своевременных, качественных и достаточных медицинских услугах, а тем более, инвестировать.

Но уже сегодня они сталкиваются с массой проблем, требующих срочного реформирования и перемен. Среди основных:

— рост расходов на здравоохранение.  Увеличивающаяся обращаемость населения за медицинскими услугами и невозможность осуществить контроль за растущими тратами пациентов на оказываемую/получаемую медицинскую помощь заставляет государство и страховые компании изыскивать дополнительные средства и источники на покрытие растущего дефицита в пропорции поступления/затраты на лечение (Германия, Великобритания, Франция, США). Основная причина – как государство, так и страховые компании не могут определить необходимость и достаточность оказываемой пациентам медицинской помощи, будучи заинтересованными  в экономии полученных от налогов/медицинских страховок средств, а не в оказании действительно необходимой медицинской помощи;

— возрастающий отложенный спрос в связи с общим старением населения и c перенесением этих затрат на работающее население;

— возрастающие «листы ожидания» как по срокам, так и по объёмам будущей медицинской помощи;

— развитие медицинских и немедицинских технологий (в том числе направленных на раннее выявление патологических изменений в организме, развитие нано-технологий и генной инженерии в медицине), подразумевающее применение новой аппаратуры и требующее постоянных и всевозрастающих инвестиций, приводящее к удорожанию медицинских услуг;

— низкая степень/отсутствие в системе страховой медицины принципов медицинской экономии – определение медицинской потребности в той или иной медицинской помощи, обоснования назначений, необходимости обследования, того или иного вида лечения и медицинской помощи. Как результат – ежегодное увеличение страховых тарифов с целью обеспечения покрытия ежегодно возрастающих расходов;

— не возможность применить принцип материальной ответственности пациента за своё настоящее и будущее здоровье (лишь в нескольких странах предусмотрены  принципы сооплат, не являющиеся приоритетными в этих системах). Как результат – не известно, сколько страховщику (государству, страховой компании) следует собрать в будущем денежных средств для оплаты медицинским структурам получаемых пациентами услуг.

Как результат —  практически повсеместное  нормирование медицинских услуг или крайне длинные очереди на лечение (лист ожиданий)

 

В то же время, следует обратить внимание на то, что медицинское страхование:

— в основе своей несправедливо, так как заставляет молодых и здоровых оплачивать постоянно возрастающие медицинские потребности больных и пожилых, без гарантии будущей оплаты им необходимой медицинской помощи;

— неэффективно, так как перекладывает собственную объективную неспособность осуществлять контроль за обоснованностью/необходимостью и достаточностью объёма медицинской помощи конкретным пациентам на повышение стоимости страховок;

— экономически бесперспективно, так как с течением времени не сможет обеспечить возрастающий объём и стоимость медицинской помощи (всеобщая проблема «старения» населения/постоянное развитие медицинских технологий по продлению жизни и лечению ранее неизлечимых болезней);

— имеет низкую степень оперативности и преемственности в ведении пациента и определении объёма оказания медицинской помощи, так как не принимает непосредственного участия в процессах оказания медицинской помощи пациенту, являясь лишь финансовым посредником.

        Страховые компании, как финансовые учреждения, концентрируют свои усилия на создании и продаже страховых продуктов, формировании резервов и осуществлении страховых выплат.

 

Любая страховая компания ИМЕЕТ ЦЕЛЬ минимизировать затраты, а не создать ценность для пациента.

 

       Организация предоставления практической медицинской помощи застрахованным лицам по сути является страховым сервисом, а не основной обязанностью страховой компании, повышающим уровень и качество страхового продукта. Организацию и предоставление страхового сервиса страховые компании, как правило, стремятся предоставить профессионалам этого дела – ассистирующим компаниям. При этом аутсорсинг (привлечение внешнего профессионального ресурса) является наиболее оправданным и полезным.

 

Некоторые особенности функционирования системы здравоохранения стран СНГ:

— государственная (Конституционная) гарантия бесплатной медицинской помощи является мощным психологическим фактором, позволяющим гражданам не заботиться о своём настоящем и будущем  здоровье;

— господствующий принцип содержания сети государственных и коммунальных медучреждений, а не оплаты медицинских услуг;

— выделяемые на отрасль средства расходуются на потребности системы, оплату труда медиков, содержание помещений, коечного фонда, обслуживающего персонала, коммунальные услуги, малая часть – на медицинское оборудование и лекарства, т.е. по сути не доходят до пациента. Надо учитывать, что и значительная часть средств расхищается на этапе «тендерных закупок» по госпрограммам чиновниками «от медицины»;

— потребности пациента в качественной и своевременной медицинской помощи не удовлетворяются, так как обращающиеся в медицине бюджетные денежные средства напрямую не связаны с самим пациентом и его потребностями в медицинской помощи;

— в государственных и коммунальных лечебных учреждениях реальной является конкуренция за деньги пациентов между самим медицинским учреждением и его сотрудниками. При этом присутствует «взаимный обман»: лечебное учреждение – не платит врачу (медсестре) за оказанную, но оплаченную «официально» медицинскую услугу, а врач (медсестра) – получают с пациента «согласованную сумму» в обход и за счёт работодателя (используя «имеющееся» оборудование, медикаменты и т.д.).

Автор:

Назаров Михаил Евгеньевич

исполнительный директор
открытого акционерного общества
ОАО «АрхиМед»

Украина, 65014, г. Одесса, ул. Канатная, д.42/402
тел. (038) (067) 484-23-31
e-mail: naz@te.net.ua