Выбрать страницу

Постановление Кабинета Министров Украины

Постановление

Кабинета Министров Украины № _____ от ___________

«О проведении эксперимента по функционированию территориально-управляемой, социально-рыночной, семейно-организованной экономической системы здравоохранения в территориальной общине – г. Одесса».

 

  1. Создать при городском финансовом управлении г. Одессы «медицинский комитет г. Одессы» (далее МК), с наделением его правами и функциями, согласно Приложения № 1 (Положение о медицинском комитете г. Одесса).
  2. Утвердить в качестве оператора медицинских услуг территориальной общины г. Одесса ООО «АрхиМед-Ассистанс» (далее, ОМУ ТО) с наделением его правами инициатора Проекта ОМУ ТО и функцией ведущей структуры в проведении эксперимента «О проведении эксперимента по функционированию территориально-управляемой, социально-рыночной, семейно-организованной экономической системы здравоохранения в территориальной общине – г. Одесса».

3. Разрешить предприятиям г. Одесса, заключившим договора с ООО «АрхиМед-Ассистанс» на медицинское обслуживание своих сотрудников/членов их семей, относить согласованные договором суммы сооплат на полученные медицинские услуги, на валовые затраты работодателя/предприятия.

4. Облагать доходы медицинских работников, которые официально войдут в базу данных ОМУ ТО и будут от него получать от ОМУ ТО безналичные платежи в связи с оказанием своих профессиональных услуг, исключительно подоходным налогом по ставке 15%.

5. Выделить медицинскому комитету г. Одесса в рамках проведения эксперимента

«ОМУ ТО» из государственного бюджета Украины 10 000 000,00 грн. (десять миллионов гривень) (с занесением этих расходов в расходную часть Бюджета Украины 2011 года), которые пойдут на целевое финансирование текущих медицинских затрат граждан Одессы пенсионного возраста и детей до 14 лет в рамках проекта «ОМУ ТО г. Одесса-2010 г.».

6. Срок эксперимента – с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года.

Предоставить отчёт о результатах эксперимента на заседание Кабмина в срок до 01.03.2012 года.

7. Городскому управлению здравоохранения г. Одесса обеспечить:

— определить среднюю стоимость пребывания пациента в лечебном учреждении муниципальной формы собственности и перевести её в балл медицинской помощи, который будет ориентиром на 2011 год для всех лечебных учреждений г. Одесса в плане пребывания пациентов на больничной койке/койко-месте;

— применять в лечебных учреждениях муниципальной формы собственности г. Одесса (перечислить их __________) (далее, ЛУ),  при работе с ОМУ ТО единый бальный тарификатор, утверждённый МК г. Одесса.

8.  Ведомственным медицинским лечебным учреждениям г. Одесса (411 ВГОК, областная дорожная больница г. Одесса, госпиталь МВД и т.д.) (далее, Вед. ЛУ), применять в работе с ОМУ ТО единый бальный тарификатор, утверждённый МК г. Одесса.

9. Создать при каждом ЛУ/Вед.ЛУ аптечное подразделение (форма собственности – коммунальное предприятие, либо юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию на оптовую/розничную реализацию медицинских препаратов), функционирующее на основании Законов Украины, с получением соответствующих лицензий и разрешений.

Лекарственные препараты, применяемые в ЛУ/Вед.ЛУ , должны тарифицироваться  в «Листе учёта медицинских услуг пациентов, находящихся на стационарном лечении» аптечным подразделением лечебного учреждения.

10. Утвердить следующие формы медицинского отчёта и отчётности:

— «Лист учёта медицинских услуг пациентов, проходящих профилактическое обследование и находящихся на амбулаторном лечении»

— «Лист учёта медицинских услуг пациентов, находящихся на стационарном лечении»

— «Лист учёта медицинского работника, сотрудничающего с ОМУ ТО»

— «Реестр учёта медицинского оборудования, имеющегося в лечебных учреждениях всех форм собственности ТО»

— «Реестр медицинских действий и технологий, применяемых в лечебных учреждениях ТО»

— «Реестр медицинских действий и технологий, рекомендуемых для включение в тарификатор медицинских услуг (социальный заказ, подлежащий механизмам сооплат) и  применяемые в лечебных учреждениях ТО»

 

           Премьер-Министр Украины

 

                                               _____________________ (___________________)

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

К Постановлению Кабинета Министров Украины № ____ от __.__.2010 года «О проведении эксперимента в г. Одесса по созданию структуры «Оператор медицинских услуг территориальной общины» с отработкой механизма содружественного функционирования муниципальных и частных медицинских структур в рамках бюджетного и привлечённого финансирования».

 

Проектом реформирования системы здравоохранения Украины является создание параллельной системы здравоохранения ( SOS— системы) с  передачей основных финансовых и управленческих функций здравоохранения на уровень территориальных общин (ТО) (в лице их  медицинских комитетов) с изменением приоритетов финансирования с содержания существующих медицинских государственных и муниципальных учреждений на оплату получаемой гражданами Украины необходимой медицинской помощи с созданием параллельной SOS-системы здравоохранения.

В случае принятия предложенной концепции к рассмотрению, Министерство  экономики, Министерство финансов и Министерство здравоохранения Украины должно разработать проекты Законов Украины и проекты Постановлений Кабинета Министров по реформированию системы здравоохранения Украины. В них должно быть законодательное перераспределение функций, прав и обязанностей между Центральным органом (Министерством здравоохранения), управлениями охраны здоровья местных администраций (государственная экономическая система организации здравоохранения) и медицинскими комитетами общин (территориально-управляемая, социально-рыночная, семейно-организованная экономическая система организации здравоохранения — SOS-система).

Должна быть проведена значительная разъяснительная работа среди населения об особенностях и преимуществах функционирования SOS-системы. Особое значение должно быть уделено параллельной работе существующей и новой систем здравоохранения, добровольности пользования медицинскими услугами обеих систем и плановости введения новой системы. (бюджет «государственной» системы здравоохранения («бюджет проедания» за 2008 год — 23,8 млрд. грн., из которых 12,8 млрд – за счёт бюджета, а 11,0 млрд – за счёт местных бюджетов) (данные итоговой коллегии Минздава Украины, состоявшейся в конце марта 2009 года)

 

Министерство здравоохранения Украины должно получить право:

 

— разрабатывать и ежегодно дополнять, изменять балльный тарификатор Украины (с учётом появления новых медицинских (а, возможно, и парамедицинских) технологий/услуг, исключения неприменяемых или устаревших медицинских услуг), исполняя социальный заказ населения Украины;

— разрабатывать и ежегодно дополнять/изменять список заболеваний, подпадающих под разряд неизлечимых и длительно текущих, оплата за лечение которых может и должна поступать за счёт средств обязательного/добровольного медицинского страхования;

За Министерством здравоохранения Украины должны сохраниться следующие функции:

— профильное участие в разработке проектов государственных программ экономического и социального развития Украины, государственного бюджета Украины (определение размера целевых дотаций областям на оказание медицинской помощи);

— общее руководство (в том числе и рекомендательное) по организации и оказанию медицинской помощи, обеспечению санитарного и эпидемиологического благополучия граждан общин (разработка образцов учредительных документов, программного обеспечения, бального тарификатора, положений о семейном враче общины, положения об областном отделе здравоохранения и медицинских комитетах общин, положения об областной и районных санитарно-эпидемиологических станциях и пр.);

— функции по регистрации, созданию, производству, контролю качества лекарственных средств и средств медицинского назначения;

— разработка рекомендаций для медицинских комитетов общин по профилактике и снижению заболеваемости, инвалидности и смертности населения;

— разработка государственных социальных стандартов в сфере охраны здоровья;

— доведение до медицинской общественности Украины результатов научных достижений и приоритетных направлений развития медицинской науки и техники;

— проведение семинаров, конференций по обмену опытом представителей медицинских общин;

– прочие функции.

 

Областные управления охраны здоровья должны стать статистико-аналитическими центрами (изучать состояния здоровья отдельных общин области, заболеваемости, смертности, обеспечением общины врачами, медицинским оборудованием, применением прогрессивных технологий и пр.), создавать условия для развития медицинских систем общин (предоставлять рекомендации и аналитические материалы, обзоры о новом медицинском оборудовании, медицинских технологиях, методиках, лекарственных средствах и т.д.) и выравнивания возможностей общин по оказанию гражданам медицинской помощи (возможно, за счёт целевого перераспределения прямых дотаций на охрану здоровья из общегосударственного бюджета в пользу тех или иных общин области). Это должно быть сделано с целью выравнивания возможностей граждан Украины получить необходимую медицинскую помощь (как вариант – дополнительное дотирование стоимости балла медицинской помощи жителям сельских районов, а также в районах с высокой степенью самозанятости и безработицей).

 

Непосредственно организацией и оказанием всей медицинской помощи гражданам должен заниматься медицинский комитет соответствующей общины.

Он же должен отвечать по Закону за уровень, качество, объём оказания медицинской помощи своим гражданам, а также проведением согласованных взаиморасчётов с лечебными учреждениями и врачами ТО.

Вначале реформы, медицинский комитет будет отвечать за платные и сооплаченные медицинские услуги гражданам общины, а горздравотдел – за муниципальные (так называемые, бесплатные) медицинские услуги малообеспеченным гражданам.

При этом каждая из структур будет иметь свой бюджет.

В дальнейшем, эти две муниципальные структуры будут объединены в одну.

Каждая ТО должна иметь свой медицинский комитет (далее, МК), который будет по своим обязанностям, функциям и полномочиям как бы «мини-Министерством здравоохранения общины» и будет работать на основании Законов Украины и Положения о МК, утверждённом руководством общины.

Каждая община в лице МК (в зависимости от своих финансовых возможностей и размеров прямых дотаций из государственного бюджета) будет самостоятельно определять (перечислены лишь некоторые функции):

— формирование бюджета здравоохранения общины;

— согласование стоимости балла медицинской помощи с оператором медицинских услуг территориальной общины (далее, ОМУ ТО), медицинскими учреждениями и работодателями ТО на будущий год и выход с предложением об его утверждении на сессию народных депутатов ТО  (регулирующая роль общины в отношении рынка медицинских услуг).

— принципы сотрудничества с ОМУ ТО/МА на территории общины;

— создание реестра медицинских услуг, которые будут предоставляться находящимся на территории общины гражданам всеми находящимися (либо обслуживающими) на территории общины лечебными учреждениями, независимо от вида их организации и вида собственности;

— создание реестра врачей общины с указанием специализации, квалификации, категории, места работы;

— выступление с инициативой перед руководством общины (сессией народных депутатов ТО) о размере дотаций (размере сооплат/стоимости балла медицинской помощи), а такждаче о пропорциях в дотациях текущих медицинских затрат зависимым лицам (иждивенцам, пенсионерам, детям и т.д.) в стоимости балла медицинской помощи. Получение от ОМУ ТО отчёта об оказанных услугах зарегистрированных зависимых лиц и оплата полученных ими медицинских услуг согласно схемы сооплаты/софинансирования балла медицинской помощи;

— лицензирование и аккредитация медицинских организаций, учреждений, частно-практикующих медицинских работников, в том числе использующих нетрадиционные методики лечения;

— рассмотрение жалоб и претензий граждан общины на объём, качество оказываемых медицинских услуг (как вариант – создание экспертного кабинета, рассматривающего эти вопросы и дающие экспертную оценку действиям как медиков, так и пациентов). Эти заключения могут рассматриваться в суде как доказательная база для возмещения ущерба, нанесённого здоровью пациента по вине медицинских работников;

— определять необходимость в инновациях для возможно более полного, качественного, своевременного обеспечения жителей общины необходимым объёмом медицинской помощи с использованием последних достижений медицинской науки и техники. Эти данные будут общедоступны. При этом принципиального значения не будет иметь характер вида собственности медицинского учреждений, осуществившего инновацию в интересах общины;

— проведение конкурсов на замещение должности главного врача (директора) государственных и муниципальных лечебных учреждений (эта функция может остаться прерогативой городского управления здравоохранением). Лечебное учреждение муниципальной формы собственности должно получить права юридического лица и должно будет выполнять, в том числе, госзаказ (обязательство оказывать медицинскую помощь определённому контингенту населения, не меньше существующего на настоящее время, без принудительной оплаты при гарантированном бюджетном финансировании в оговорённых объёмах).

Главный критерий работы – удовлетворённость жителей общины объёмом медицинской помощи и уровнем медицинского обслуживания, который может предоставить настоящее лечебное учреждение, а также объёмом средств, которые дополнительно поступят такому лечебному учреждению от использования имеющегося (или приобретённого) медицинского оборудования или медицинских кадров.

Главный врач наделяется широкими полномочиями по подбору кадров, оплате их труда, организации лечебного процесса, расширении возможностей использования имеющегося оборудования и врачебных кадров, что приведёт к смешанному финансированию лечебного учреждения, а в перспективе – к уменьшению прямого бюджетного финансирования, вплоть до его прекращения (через 3–5 лет).

Главный врач обязан содержать вверенное ему лечебное учреждение в рабочем состоянии, обеспечивать текущий ремонт, оплачивать коммунальные услуги и т.д.

 

 

 

Оператор медицинских услуг территориальной общины (ОМУ ТО)

         

           Девиз ОМУ ТО – «окажи услугу – произведи расчёты».

 

            ОМУ ТО:

– это организационно — управленческая и финансовая инновация в области IT-технологий в здравоохранении.

— это клиринго — логистическая медицинская компания, которая, юридически «не владея» лечебными учреждениями, фактически «управляет» ими через организацию потока пациентов и следующих за ними денежных потоков.

— это инфраструктурный проект, реализация которого позволит максимально эффективно использовать имеющиеся материальные и человеческие медицинские ресурсы территориальной общины (ТО) с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства, одновременно удовлетворяя потребности граждан в доступной и своевременной медицинской помощи.

— это связующее звено между медицинскими структурами (как государственными, так и частными), обеспечивая преемственность в ведении пациентов и гарантированно-прогнозируемые денежные взаимоотношения между поставщиками (медицинскими организациями общины), с одной стороны, и получателями (пациентами, работодателями и муниципалитетом), с другой стороны, медицинских услуг на территории общины.

— это стремление к максимально-возможному охвату населения услугами ОМУ ТО, а также максимально большое участие медицинского персонала ТО в этом проекте.

 

Для пациента это возможность:

 

— выбрать своего доверенного врача (в том числе, из имеющихся семейных врачей), который будет и «обычным врачом», и «медицинским адвокатом» семьи, за которым стоят все  медицинские возможности ТО;

— получить ВСЮ необходимую ему (в текущем времени) медицинскую помощь от лучших медицинских специалистов и на лучшем (из ВСЕГО имеющегося) медицинском оборудовании ТО;

— оплатить её по факту получения, исходя из фиксированных расценок, устанавливаемых и регулируемых ТО;

— снизить собственные расходы за счёт использования технологии со-финансирования со стороны работодателя/муниципалитета;

— обеспечить себе будущую медицинскую помощь за счёт развития системы накопительных медицинских счетов (НМС).

 

Экономической целью деятельности ОМУ ТО является снижение явных (финансовых) и неявных (целевых, временных, нервных и т.д.) расходов бюджета и пациентов за счёт применения механизма со-финансирования текущих медицинских затрат пациентов за счёт средств работодателя и бюджета территориальной общины.

Перспективная цель – свести « к нулю» затраты общества на поддержание и сохранение здоровья пожилого населения, сосредоточившись на «здоровом молодом поколении».

Реализуется путём:

  1. Содружественных и согласованных действий медицинского комитета ТО и ОМУ ТО.
  2. Создания базы данных врачей

3. Создания базы данных медицинских сестёр

4. Создания базы данных имеющегося оборудования

5. Создания базы данных используемых технологий

 

 

Предлагаемые изменения Законодательства Украины

 

Для проведения реформы системы здравоохранения необходимы (но не обязательны) изменения в действующем Законодательстве Украины.

Принятие Закона «О медицинской практике/деятельности». Цель – создать законодательную возможность врачам и медсёстрам предоставлять свои профессиональные услуги гражданам общин с передачей регуляторных функций (лицензирование, аккредитация, определение потребности в услугах и т.д.) на уровень медицинских комитетов общин и налогообложением такой деятельности лишь подоходным налогом, идущим в бюджет общин.

Изменения в Закон Украины о «Прибыли предприятий…», позволяющие относить затраты предприятия на медицинскую помощь сотрудникам на валовые расходы.

Изменения в Законодательство Украины «О местном самоуправлении…» с передачей местным органам самоуправления обязанностей, функций и ответственности по организации и оказанию медицинской помощи своим гражданам, а также контроль и ответственность за объём, качество, необходимость и достаточность такой помощи.

Изменения в Законодательство о труде. Разработка и утверждение Положения о «Трудовом договоре (контракте)», содержащего обязательные пункты,  касающиеся как социальной защиты работников (за счёт работодателя – добровольное страхование на случай временной нетрудоспособности, от несчастного случая на производстве, медицинское страхование либо соучастие в оплате текущих медицинских затрат работника и пр.), так и возможностей работодателя (упрощенная форма разрыва трудового договора, в первую очередь со стороны работодателя, с необходимостью социальной защиты уволенного или временно нетрудоспособного).

Изменения в Законы, регулирующие начисления на фонд заработной платы.

Для граждан должен остаться основной и единственный налог – налог на доходы – подоходный налог. Все остальные должны быть не налогами (начислениями на фонд заработной платы), а добровольными или обязательными страховыми платежами, а также обязательным пенсионным взносом в солидарную пенсионную систему.

Возможные варианты изменений:

1). Пенсионная система. Все работающие (как наёмные, так и самозанятые) должны отчислять в государственный пенсионный фонд (на солидарную государственную пенсию) единый, чётко установленный взнос, который не должен превышать 25 % дохода (заработной платы). Если доход (заработная плата) меньше, то остальную сумму доплачивает работодатель, с отнесением этой суммы на валовые расходы. Сумма единого пенсионного взноса определяется ежегодно Постановлением Кабинета Министров Украины либо Законом Верховной Рады Украины и рассчитывается исходя из реального (а не статистического) прожиточного минимума и планируемой численности пенсионеров.

Без этой меры не будет реального развития пенсионной системы и развития частных пенсионных фондов, а зарплата и иные доходы наших граждан никогда не выйдут из тени.

Сохранение существующей системы обложения фонда заработной платы ни улучшает настоящего положения нынешних пенсионеров, ни даёт возможности трудоспособным самим позаботиться о своём пенсионном будущем.

2). Государственные виды общеобязательного страхования (социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, социальное страхование по временной потере трудоспособности, общегосударственное обязательное социальное страхование на случай безработицы).

Существование этих видов обязательного страхования в рамках государства экономически абсолютно необоснованны – громоздкая бюрократическая система администрирования, штрафы, пени, отчёты, неэффективное использование полученных средств, сложности получения страховых выплат и пр.

Государство в законодательном порядке приняло на себя функции, которые проще, быстрее, эффективнее решаются при заключении трудового соглашения (контракта) работника с работодателем, с обязательствами работодателя добровольного страхования рисков, которые в настоящее время берёт на себя государство через эти Фонды – страховые компании быстрее, в полном объёме, без существенных бюрократических преград выполнят обязательства перед работником по таким рискам.

3. Изменения в Положение о Министерстве здравоохранения Украины (с изменениями согласно Указа Президента Украины от 25.04.2002 года № 379/2002), направленные на изменение его функций, прав и обязанностей, прежде всего в управлении и финансировании государственных и коммунальных лечебных учреждений, организации и оказании медицинской помощи на местах, инвестиционных программ с передачей этих функций медицинским комитетам общин.

 

Предлагаемые действия по проведению реформы системы здравоохранения

 

Принятие Концепции (с изменениями и дополнениями) как стратегической цели реформы системы здравоохранения (как в рамках всей Украины, так и рамках каждой общины).

Проведение массированной разъяснительной работы (на телевидении, в прессе, на Интернет-форумах и пр.) о стратегических целях, первоочередных задачах, особенностях и преимуществах предлагаемых изменений системы здравоохранения.

Определение медицинских общин по функциональному признаку (может быть взаимосвязано с предполагаемой административной реформой Украины).

Организация текущей практической технической помощи общинам (пакеты уставных документов, компьютерные программы, медицинский тарификатор и т.д.) по изменению системы оказания помощи населению. Создание одной или нескольких структур ОМУ ТО/МА в общине и привлечение к сотрудничеству с ними семейных врачей общины (подготовка и переподготовка врачей).

Проведение разъяснительной работы среди руководства крупнейших предприятий общины о необходимости совместно-пропорционального финансирования предприятием и работником текущих медицинских затрат последнего, что будет особенно эффективно после инициализации и принятии изменений в Закон Украины «О прибыли…» с возможностью отнесения затрат на медицинскую целевую помощь работникам к валовым затратам.

Добровольный переход самих работников такого предприятия на систему совместного финансирования (сооплат) текущих медицинских затрат с заключением соответствующего договора с компанией ОМУ ТО/МА и выбором лечащего семейного врача.

В приказном порядке ввести во всех лечебных муниципальных и государственных медицинских учреждениях единую систему стоимости медицинских услуг (обсудить и утвердить единый бальный тарификатор медицинских услуг).

Возможно, начать приватизацию лечебных учреждений городов, прежде всего тех, которые ещё могут быть приватизированы (на которые будет спрос).

Создание единой базы данных медицинских работников и медицинского оборудования для наиболее рационального использования их возможностей в интересах граждан общины.       

 

Исполнительный директор ОАО «АрхиМед» (г. Одесса)

 

 

                                                               _______________________ (д-р Назаров М.Е.)